A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-10 |
Дата публикации: 12. 2002
Прислала: Маринкина Татьяна
Источник: Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. "Энциклопедия популярной
музыки". Минск, 2002.
1969, Великобритания
Исходный состав: Грэхэм Голдмэн - вокал, гитара, бас, клавишные; Эрик Стюарт - вокал, гитара; Лол Крим - вокал, бас, клавишные, гитара; Кевин Гадли - вокал, ударные, клавишные
В истории британского рока было три группы, на рубеже 60 - 70-х избравших для
себя в высшей степени сложный и ответственный путь - развитие традиций поздних
THE BEATLES
в новых условиях. Но если QUEEN> активно
пошли на сближение с хард-роком, а ELECTRIC LIGHT
ORCHESTRA - с арт-роком, то 10cc продолжили линию великих ливерпульцев "в
чистом виде", т.е. начали исполнять поражающую воображение разнообразием, теплом
и профессионализмом поп-музыку, богатую хитовыми мелодиями.
Все четверо
будущих музыкантов 10cc с 1963 г. играли в манчестерских бит-группах. Голдмэн
прошел через THE HIGH SPOTS, THE CREVATTES, THE PLANETS, WHIRLWIND (эта группа в
июне 1964 г. выпустила единственный сингл) и THE MOCKINGBIRDS, где на ударных
играл Гадли. Первая написанная Грэхэмом песня "For Your Love" стала крупным
хитом в исполнении THE YARDBIRDS
и сделала Голдмэна не последним человеком в британской музыкальной индустрии
- в ближайшие полтора года он написал такие отличные композиции, как "Heart Full
Of Soul", "Evil Hearted You" для THE
YARDBIRDS, "Bus Stop", "Look Though Any Window" (для THE HOLLIES) и
"No Milk Today" (для HERMAN'S HERMITS). В марте 1968 г. Голдмэн выпустил на
фирме RCA альбом своих песен и присоединился к агонизирующей группе THE
MINDBENDERS, для которой написал ее последний сингл "Uncle Joe, The Ice Cream
Man". В THE MINDBENDERS со дня основания (апрель 1964 г.) работал соло-гитарист
Эрик Стюарт и, таким образом, уже три будущих участника 10cc стали знакомы между
собой. Лоуренс Крим появился на примете в сентябре 1969 г. - он вместе с Гадли
организовал дуэт FRABJOY & RUNCIBLE и выпустил сингл "I'm Beside
Myself".
После развала THE MINDBENDERS Голдмэн, имевший обязательства перед
американской компанией "Kasenatz-Katz", улетел в Нью-Йорк, а Стюарт занялся
экспериментами в только что купленной им манчестерской студии, которую он в
честь песни THE
BEATLES назвал "Strawberry". Однако пути друзей разошлись ненадолго - по
совету Голдмэна фирма "Kasenatz-Katz" решила использовать студию Стюарта как
свою английскую базу, и Грэхэм вернулся в Манчестер. Призвав на помощь Гадли и
Крима, музыканты заперлись в студии и надолго погрузились в сочинение песен -
пока что для других исполнителей. Этим периодом датируется сингл "There Ain't No
Umboro", изданный Гадли и Кримом под маркой CRAZY ELEPHANT, и песня Голдмэна
"Susan's Tuba", записанная FREDDIE AND THE DREAMERS и ставшая мил-лионселлером
во Франции. К августу 1970 г. таким образом были заработаны деньги на запись
собственного сингла "Neanderthal Man" (UK-2/US-22), который вышел под маркой THE
HOTLEGS. Успех этой композиции, тираж которой составил 2 миллиона копий,
заставил музыкантов уверовать в свои силы. В июле 1972 г. друг группы Джонатан
Кинг предложил ей контракт с фирмой "UK Records", владельцем которой являлся, а
также новое название - 10cc (Голдмэн объяснял, что это странное название
приснилось Кингу).
Первый же сингл 10cc "Donna" (UK-2, 21 октября 1972 г.)
показал, что творческие устремления новой группы близки к ROXY MUSIC и
QUEEN - песня
была изящной и необидной пародией на битловскую "Oh! Darling" и британскую
поп-музыку 50-х. 23 июня 1973 г. 10cc выпустили первый чарттоппер - энергичный
рок-н-ролл "Rubber Bullets". Дебютный альбом занял в английском хит-параде 36-е
место. Критики отметили умение 10cc совмещать приметы классической поп-музыки -
прекрасно аранжированный многоголосый вокал и приятные мелодии - со странно
жесткими текстами: так, песня "Rubber Bullets" была навеяна событиями в Северной
Ирландии, а в "Johnny Don't Do It" затрагивалась запретная тема самоубийств
среди подростков.
В начале 1974 г. 10cc провели турне по США, сорвавшееся
из-за болезни Гадли, а с июля начали выпуск синглов к альбому "Sheet Music"
(UK-9/US-81), на котором неповторимый саунд группы определился окончательно. Как
и QUEEN, 10cc
были чудесной музыкальной шкатулкой, каждый номер которой при кажущейся простоте
был отшлифован до мелочей, однако музыкантов 10cc, в отличие от куиновцев, не
бросало в зачастую противоположные стилистические стороны - эталоном для группы
оставались поздние THE BEATLES,
разнообразные, но все же цельные. Музыка 10cc была лишена самолюбования,
вычурности и претензий на элитарность, она несла в себе истинно битловские
качества - тепло и доброту, озарявшие даже самые печальные и жесткие композиции
группы.
К лету 1975 г. позиции 10cc были уже настолько сильны, что они с
легким сердцем могли выпускать сборник лучших хитов (UK-9). Прекрасная баллада
Стюарта "I'm Not In Love" 28 июня 1975 г. возглавила хит-парад Англии (в США три
недели занимала 2-е место) и стала новым словом в звукозаписи -16 дублей записи
бэк-вокала были смикшированы 256 раз, так что композиция, несмотря на свою
интимность, производит очень мощное впечатление. В декабре 1975 г. группа
выпустила еще один альбом "How Dare You?" (UK-5/US-47), крупными хитами на
котором стали "Art For Art's Sake" (UK-5/US-83) и "I'm Mandy Fly Me"
(UK-6/US-60).
26 ноября 1976 г. Крим и Гадли ошеломили поклонников 10cc
заявлением о своем уходе из группы. Впрочем, причина была не в скверных
отношениях внутри коллектива, а в изобретении музыкантами нового инструмента
"Гизмо" - гитары, которая могла воспроизводить звучание целого оркестра. Крим и
Гадли горели желанием поскорее испытать свое детище, но студийная "обкатка"
вылилась в запись тройного альбома "Consequences" (UK-52), альбом - в
необходимость его рекламы и т.п. Голдмэн и Стюарт благоразумно решили продолжать
деятельность в составе трио, пригласив барабанщика Пола Барджесса, отработавшего
с группой британское турне начала 1976 г. Первый же сингл нового состава "The
Things We Do For Love" (UK-6/US-5) пользовался колоссальным успехом - радостная,
светлая, с блеском исполненная баллада может служить квинтэссенцией стиля 10cc.
Альбом "Deceptive Bends" (UK-3/US-31) показал, что уход Крима и Гадли не
отразился на качестве музыки группы - Голдмэн и Стюарт исполнили партии всех
инструментов и сочинили такие прекрасные композиции, как "People In Love" и
"Good Morning Judge". Альбом замыкала 12-минутная сюита "Feel The Benefit",
выдержанная в стилистике софт-арт-рока.
В конце 1977 г. 10cc выпустили
отличный концертный диск, а затем студийный "Bloody Tourists" (UK-3/US-69),
суперхитом которого стал регги "Dreadlock Holiday" (UK-1, 23 сентября 1978 г.).
После этого в творческой жизни группы впервые за 6 лет наступил перерыв - Стюарт
приходил в себя после автомобильной катастрофы, Голдмэн выпустил соло-сингл
"Sunburn" и занимался изданием альбома лучших хитов, который занял 5-е место в
Англии, но с трудом дотянул до 188-го в США.
Альбом 1980 г. "Look Hear?"
показал, что популярность 10cc медленно, но неуклонно снижается - только 35-я
позиция в британских мартах и 180-я - в американских. Голдмэн и Стюарт
переключились на продюсерс-кую деятельность. На фоне угасающего интереса к
группе особенно ярко смотрелись успехи продюсерского тандема Гадли-Крим: эта
пара занялась клипмейкингом и в короткий срок заработала репутацию мастеров
жанра (клипы для VISAGE, THE POLICE, DURAN DURAN,
FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD и других групп).
В октябре 1983 г. 10cc объявили о
распаде. Прямых учеников и наследников у группы не было. В сентябре 1991 г.
Голдмэн и Стюарт решили попробовать все сначала и записали в Вудстоке студийный
альбом "Meanwhile". Но, как и следовало ожидать, особого успеха возрожденной
легенде он не принес. Альбом 1995 г. "Mirror Mirror", изданный на японской фирме
"Avex Records", привлек к себе некоторое внимание, но не за счет новых
композиций, а благодаря акустической версии "I'm Not In Love" (UK-29). 16
февраля 1995 г. 10cc в составе трио дали акустический концерт в Ллойдсе, а летом
1997 г. провели небольшое британское турне. Группа продолжает существовать,
качество ее студийных работ 90-х по-прежнему высокое (иначе 10cc не умеют), но
интерес к этой прекрасной команде сейчас сохраняют лишь поклонники британского
рока 70-х, хорошо осведомленные о том, что в "табели о рангах" поп-музыки 10cc
ненамного уступают QUEEN.
Изменения состава
1976: - Гадли и Крим; + Пол Барджесс,
ударные
1978: + Дункан МакКэй -STEVE HARLEY
AND COCKNEY REBEL), клавишные
1991: Голдмэн и Стюарт
1995: + Рик
Фенн, гитара
Дискография:
10cc 1973
Sheet Music 1974
The
Original Soundtrack 1975
How Dare You 1976
Deceptive Bands 1977
Bloody Tourist 1978
Look Here: A You Normal The Group 1980
10 Out Of
10cc 1981
Windows In The Jungle 1983
Mean While 1991
Mirror \ Mirror
1995
"10 CC" – яркий представитель течения в британском роке, получившем название глэм-рок . Умело аранжированные композиции не лишены некоторого влияния арт-рока, элементы которого стали занимать все больше места в музыке группы незадолго до ее распада. Команда была основана в 1970 году в английском городишке Манчестере. Называлась она тогда "Hotlegs", а в ее состав входили такие личности как певец и гитарист Грэм Гоулдмен (бывший участник "Mockingbirds" и автор многих хитов для "Yardbirds", "Hollies" и других исполнителей), еще один певец и гитарист Эрик Стюарт, а также вокалисты и мультиинструменталисты Кевин Годли и Лол Крем. Стюарт пригласил коллег в свою "Strawberry Studios", и они приступили к сессиям. Первый успех к музыкантам пришел с выходом сингла "Neanderthal Man". Вслед за этим последовала запись альбома "Thinks: School Times" и совместные гастроли с "Moody blues".
Заключив контракт с лейблом Джонатана Кинга группа по его предложению сменила вывеску на "10 CC". Поначалу команда разминалась, сопровождая Нила Седаку на его концертах, пока в 1972 году не вышел их сингл "Donna".
Эта мелодичная ироничная песня, исполненная высоким фальцетом Лола Крема, заняла вторую позицию в британских хит-парадах. Следующий сингл, "Rubber Bullets", несмотря на сопротивление диджеев некоторых радиостанций, оказался уже на вершине чартов. Хороший успех имел и следующий релиз "The Dean and I". Вслед за ним появился дебютный полнометражный альбом "10 CC". После этого группа провела очень успешное британское турне. Диск 1974 года "Sheet Music" продолжил победное шествие группы по британским хит-парадам. Оставалось лишь покорить Америку, что и было сделано в следующем году с выходом пластинки "I'm Not in Love". Этот релиз, занявший как всегда первое место у себя дома, оказался на второй позиции в штатовских чартах.
С 1976 года Годли и Крем сфокусировали свое внимание на видеобизнесе, поэтому они расстались с группой. Гоулдмен и Стюарт продолжили работу, привлекши для записи "Deceptive Bends" сессионных музыкантов. В частности, за ударной установкой сидел Пол Бургесс.
Самой лучшей вещицей с этого диска была "The Things We Do for Love". А сама пластинка разошлась самым большим тиражом в истории "10 CC". К 1978 году подобрался постоянный состав команды. Новыми членами коллектива стали гитарист Рик Фенн, клавишник Тони О'Молли и ударник Стюарт Тош. В этой конфигурации "10 CC" выпустили альбом "Bloody Tourists", имевший уже меньший успех, чем его предшественники. На диске был сделан очень большой уклон в сторону рэгги. После очередного тура О'Молли сменил Дункан Макей. Далее последовала серия безуспешных попыток студийных работ, но музыкантам уже не удавалось достигнуть былой популярности. В 1983 году было принято решение о роспуске группы. Стюарт в дальнейшем продюсировал "Sad cafe", а также работал с Полом Маккартни. Гоулдмен сначала помогал "Ramones" и Гилберту О'Салливану, а затем скооперировался с Эндрю Голдом в дуэте "Wax".
В 1992-м оригинальный состав "10 CC" вновь собрался вместе и выпустил очередной альбом "Meanwhile". Правда в следующем году Гоулдмен и Стюарт записывали "Mirror Mirror" без Годли и Крема. Им помогали Рик Фенн, Стюарт Тош и Стефен Пиготт (клавишные).