Александр Ситковецкий (р. 1954) - гитара, вокал
Леонид Гуткин - бас-гитара, фагот
Леонид Макаревич - клавишные
Сергей Брутян - вокал
Владимир Якушенко - ударные
Первая по-настоящему профессиональная советская рок-группа, избравшая полем своей деятельности арт-рок, и добившаяся на этом поприще мирового признания.
Лидер "Автографа" А.Ситковецкий до четырнадцати лет изучал скрипку - инструмент, на котором играли его отец и дед, но потом, разочаровавшись в ней, переключился на подключенную к звукоснимателю акустическую гитару, самостоятельно разучивая композиции THE BEATLES, DEEP PURPLE и URIAH HEEP.
В 1971 году, учась в выпускном классе средней школы, Александр со своими школьными друзьями - Крисом Кельми, Андреем Давидяном и Игорем Окуджавой - вошел в состав базировавшейся в Доме культуры Института атомной энергии им. Курчатова группы " Садко". В 1972 г., будучи уже студентом университета, А.Ситковецкий с друзьями и новым барабанщиком Юрием Титовым, собрал ансамбль " Високосное лето". Он существовал до 1979 г. и превратился в лучшую арт-роковую группу СССР, через которую прошло немало известных музыкантов.
Не имевший тогда никакого названия “АВТОГРАФ” был образован 2 мая 1979 года. А.Ситковецкий: “У меня было желание продолжать музыкальную деятельность, было много собственной музыки, не реализованной в " Високосном леТе", были кое-какие инструменты. В 1979 г. я начал подбирать музыкантов для новой группы. Вскоре образовался постоянный костяк - Леня Гуткин (бас-гитара), Леня Макаревич (пианист из консерватории) и я. Ударники менялись часто, но “осел” только один - Володя Якушенко. В этом составе мы начали репетировать, но быстро поняли, что нам не хватает певца. Крис Кельми, который к тому времени еще не определился, вновь вернулся в коллектив и привел с собой певца Сережу Брутяна.”
«Александр Ситковецкий закончил Московский государственный университет и музыкальное училище им.Гнесиных по классу гитары Леонид Гуткин (экс-«КУЗНЕЦКИЙ МОСТ»), Леонид Макаревич - выпускники Московской консерватории Артур Беркут - выпускник музыкального училища им.Гнесиных, Виктор Михалин закончил музыкальное училище при Московской консерватории.
“В новый состав, - писал А.Алексеев, - Александр приглашал наиболее компетентных, с его точки зрения, музыкантов, предпочитая профессионализм известности, сценичности и эффектному внешнему виду. Ситковецкий собирал супергруппу, и это ему удалось. “АВТОГРАФ” сразу стали делать упор на высокое мастерство инструменталистов, одним из первых в стране плодотворно занялся арт-роком и симфо-роком.”
Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта, ансамбль был приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии. “В срочном порядке мы начинаем готовить специальную программу для фестиваля. Надо сказать, что опыта работы на сцене, кроме нас с Крисом, никто не имел. И можно представить наше волнение перед столь важным испытанием. Мы должны были выступать на одной сцене с профессиональными и лучшими любительскими коллективами со всей страны.”
В начале 1980 г. “АВТОГРАФ” получил вторую премию и специальные призы за лучшую музыкальную композицию («Ирландия.Ольстер») на ставшем для них настоящим прорывом фестивале “Весенние ритмы. Тбилиси-80”. Коллектив в одночасье стал известен всему Союзу, ими заинтересовались журналисты. “Если “ машина времени” и “ магнетик бэнд” только укрепили свои лидирующие позиции, то о нас сразу же узнали. Появились информация в прессе, записи на телевидении, радио. Для шестерых самодеятельных музыкантов это было нечто новое... Жизнь рассудила все сама, все расставила на свои места - мы стали задумываться о переходе на профессиональную сцену и одновременно начали получать приглашения на работу от концертных организаций.”
«Сразу после конкурса фирмой «Мелодия» был выпущен первый авторский миньон группы.»
Летом 1980 года, когда из группы ушли стремившийся реализовать собственные планы К.Кельми и решивший продолжать учебу в институте В.Якушенко, “АВТОГРАФ” перешел в категорию профессионалов, став первой рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение Москонцерт. “Это было похоже на чудо - к тому времени в этой организации не было ни одной рок-группы. Я рад тому, что руководство Москонцерта пошло нам навстречу...”
“Группа много гастролировала и была очень популярна. В 1981 г. Брутяна, «решившего вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии", сменил Артур Михеев из одной из первых московских хард-роковых групп “ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ”, позднее начавший выступать под фамилией Беркут. Временами в творчестве “АВТОГРАФА” появлялись элементы новых, модных стилей (в том числе, “новой волны”), но основа оставалась прежней - технически сложный арт-рок.”
Начало восьмидесятых было “золотым временем” для “ Автографа”. “У нас была готовая программа, мы открывали для себя многие города Советского Союза, все было замечательно. ”
Исполняя оригинальный «академический» арт-рок, “ Автограф” пошел по пути KING CRIMSON и PROCOL HARUM, заключив творческий союз с М.Пушкиной - профессиональной поэтессой и автором текстов, сумевшей точно подобрать необходимую музыкантам авторскую интонацию, создать интегрированный образ личности, от лица которой велось повествование, тем самым многократно усилив художественную ценность музыкального материала.
В 1982 г. ансамбль снялся в лирической комедии «Шляпа» режиссера Леонида Квинихидзе (р. 21.12.37) с Ириной Мирошниченко, Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях.
“В условиях дефицита на рок-музыку, полузапрет на нее, они были кумирами, которые наряду с " Машиной времени" действовали официально. В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось "закручивание гаек", группа”, чтобы избежать идеологического прессинга, “решилась на отчаянный шаг - принять участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию, музыканты могли потом "прикрываться" ею как пропуском на большую сцену. То был "год борьбы за выживание группы". С другой стороны звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери Железного занавеса, и " Автограф" отпустили на первые зарубежные гастроли - сначала, как водится, в Болгарию. Поначалу двухнедельное турне шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика, появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.
«В июне 1983 года ансамбль с большим успехом завершил свое первое зарубежное турне по Болгарии, где в качестве почетного гостя участвовал в гала-концертах фестиваля «Золотой Орфей» и был отмечен прессой (композиция «Ирландия.Ольстер» была признана лучшей антивоенной песней). Потом были концерты и телесъемки в ГДР и опять в Болгарии, Венгрии и Чехословакии.»
«Внезапное окончание периода либерализма, - отмечал Андрей Бурлака, - поставило «АВТОГРАФ» и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением «АВТОГРАФА», продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Георгия Свиридова (р. 1915) «Время, вперед !» (1965). Вынужденную паузу музыканты использовали для бесконечных репетиций и работы над новым материалом. Следующий крупный опус, сюита «Век N 20», был сочинен под вокальные данные Беркута, включал и оркестровые эпизоды, но оказался интересным только для профессионалов и почитателей близких по замыслу рок-симфоний.»
13 июня 1985 г. “Автограф” удостоился чести выступить в советской части международного проекта "Live Aid" - телемосте с Великобританией и США. Через спутник выступление исполнившей две песни группы транслировалось в "живом" эфире на аудиторию в два миллиарда человек во всем мире.
А.Ситковецкий: “Когда в три часа дня включили огромный телеэкран в Останкинской студии и мы увидели огромную сцену и битком набитый стадион “Уэмбли”, мне стало, честно говоря, не по себе. Я осознал, что через три часа придется выходить через спутник “живьем” в эфир, на аудиторию, которая насчитывает два миллиарда человек. Трансляция шла на весь мир ! Быстро отобрали две песни из нашего репертуара. Без нескольких минут шесть Лондон дал “добро”, и мы заиграли.
Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на “Уэмбли”. Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит... Мы выложились как могли.”
В том же году ансамбль участвовал в съемках передачи "Песня-85".
Руководство Госконцерта, поняв, что на рок-музыкантах можно зарабатывать деньги, стало смелее отпускать их за границу. Прошли турне еще по нескольким странам. Труднее всего, по мнению участников, пришлось в Венгрии, а лучше всего встречали в Чехословакии. В 1987 г “Автограф” удачно выступил на фестивале в польском городе Сопот, получив вторую премию конкурса, приз журналистов и приз радио и телевидения Польши.
Гораздо важнее для “АВТОГРАФА” были гастроли на “Диком Западе” - в Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде, где по достоинству оценили их музыкальный потенциал. В Северную Америку музыканты съездили в феврале 1987 г. - для участия в фестивале "Рандеву-87". По программе они должны были участвовать в двух гала-концертах, но интерес к "советским рок-музыкантам" был столь велик, что импресарио предложил им после этого дать сольный концерт в самом престижном зале Монреаля "Спектрум". Ансамбль ждал триумф, музыканты четыре раза "выходили на бис". Группа получила очень благожелательную прессу. На следующий день “АВТОГРАФ” выступил в рассчитанном на четырнадцать тысяч человек Дворце спорта "Колизей" в одной программе с канадской группой GLASS TIGER - “которая тогда занимала первое место в хит-параде в Канаде и девятое - в США” - и ветеранами джаз-роковой сцены CHICAGO.
“Мы были окрылены выступлением в “Спектруме”. Пресса на следующий день была благосклонна. Весь наш концерт был для журналистов тоже в известной мере сенсацией. После первой же композиции зал взорвался, и так продолжалось до конца нашего выступления. Это был один из тех концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь.”
В то время, на пике популярности, группу сравнивали “с GENESIS и YES. Но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке “АВТОГРАФА” отзывались уже более сдержанно, тем более что стиль, ими исповедуемый, к тому времени уже вышел из моды.”
По возвращении домой на фирме “Мелодия” была издан диск-гигант (так у нас называли лонг-плей) “Автограф”, составленный из лучших вещей двух магнитоальбомов. style="mso-spacerun: yes">
“Но былой популярности уже нет, не спасает положение и выпуск первого альбома... Группа всерьез задумывается о своем будущем и меняет стиль, играя теперь коммерчески более выгодный хард-поп. Но это не приносит ощутимых результатов, и вернуться в элиту советского рока “АВТОГРАФУ” не удается.”
С целью поправить пошатнувшееся положение ансамбля на отечественной музыкальной сцене А.Ситковецкий пригласил в него музыканта “ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ” Сергея Мазаева (вокал, саксофоны), а Руслан Валонен (клавишные, программирование), выступавшей в популярной в начале восьмидесятых группе “МОСКВА” заменил ушедшего Л.Макаревича. Саунд коллектива трансформировался в профессионально сыгранный рафинированный AOR, в их репертуаре появилось “больше баллад и лирических песен. Новая программа группа попала на диск “Каменный край”, который создавался в сотрудничестве с поэтом Сергеем Патрушевым и записывался в студии Московского Дворца молодежи со звукорежиссерами И.Замараевым и Р.Валоненом и в Лос-Анджелесе в студии «Trax». Альбом продюсировали Руслан Волонен и “АВТОГРАФ” с российской стороны и Аллен Рой Скотт и Майкл Макдональд - с американской.
В 1991 году на американской фирме “Бизар” был выпущен альбом группы, в который вошла “часть заново записанного материала “Каменного края” и абсолютно новые песни”. Альбом продюсировали Роберт Даффи (Robert Duffey) и Тед Бишоп (Ted Bishop), а на ударных играл Виктор Михалин
С.Мазаев покинул “АВТОГРАФ” летом 1990 года, добившись успеха как лидер «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА», Л.Гуткин и А.Беркут «продолжали экзерсисы в области арт-рока» с группой “РОКОКО”, а эмигрировавший на запад А.Ситковецкий «обратился к классической музыке, записав несколько инструментальных альбомов, вышедших в Европе. В 1992 английское телевидение посвятило его творчеству телефильм».
Руслан Валонен играл на клавишных на записывавшемся в декабре 1991 года альбоме «МЕГАПОЛИСА» «Женское сердце». Артур Беркут с лета 1997 г. выступает с группой «МАСТЕР».
Дискография:
1. Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы, Тбилиси-80» (2LP Comp. Live) - 1980 (-/-/Melodiya-Russia)
Хрустальный город/Снег (МАШИНА ВРЕМЕНИ)/Ирландия.Ольстер (АВТОГРАФ)/ Весенние ритмы, из композиции Сакартвело (ЛАБИРИНТ)/Пристегните ремни безопасности ( АВТОГРАФ)/Каприз, блюз ( АВТОГРАФ)/Странный мир/Сулико (ИНТЕГРАЛ)/Леди блюз (МАГНЕТИК БЭНД)/Родина (75)/Трубадур на магистрали (МАГНЕТИК БЭНД)/Моя Грузия (ЛАБИРИНТ)/Река Туни (ГЮНЕШ)/Подснежник (ИНТЕГРАЛ)
2. Ирландия. Ольстер (EP) - 1981 (-/-/Melodiya-Russia)
3. Пристегните ремни безопасности (MC) - 1981 (-/-/самиздат-Russia)
4. Блюз «Каприз» (MC) - 1981 (-/-/самиздат-Russia)
5. Автограф (LP) - 1983 (-/-/самиздат-Russia) Autograph (CD) - 1998
6. Автограф II(LP) - 1983 (-/-/самиздат-Russia) Autograph II (CD)
7. Марсианские хроники (MC) - 1984 (-/-/самиздат-Russia)
8. Автограф (Comp. LP) - 1986 (-/-/Melodiya-Russia)
S.O.S./Реквием (Памяти Джона Леннона)/Истина/Монолог/Нам нужен мир
9. Головокружение (MC) - 1987 (-/-/самиздат-Russia)
10. Каменный Край (LP) - 1989 (-/-/Melodiya-Russia) (CD) - 1993
Город-О, мой мальчик/Я люблю/Странник/Казенный демон/Колокол/Мастер/Камень
11. Tear Down The Border (19) - 1991 (-/Bizarre Records)
Coming Back To Find You/One Step Away/Tear Down The Border/How Can I Call It Love/Why Is This Goodbye/Judgement Day/My Brothers/Going Home/Play With Fire/Can't You Stay
А.Ситковецкий соло:
Zello (2LP) - 1991
К.Кельми соло:
1. Открой свой Сезам (LP) - 1990
2. Лучшие хиты (Greatest Hits) (CD) - 1993 (-/-/Renz-Russia)
3. Ни о чем не жалей (CD) - 1994 (-/-/Sintez-Russia)
4. Ветер декабря (CD) - 1998