A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-10 |

 






Обратно на Энциклопедию арт-рока
Обложки CD/Cd Covers

Keith Emerson / ELP

Кит Эмерсон утвердил как себя, так и свою музыку в границах английского рока. Он был пионером, катализатором и источником влияния. Кроме всего этого, он явился одним из лучших шоуменов, всегда готовым заразить публику своей энергией.

Когда Кит начал на английской сцене в 1967 году, его вскоре приветствовали как "Джими Хендрикса на органе". И хотя в самом сравнении есть элемент приниженности, его следует рассматривать как комплимент. Хендрикс был одним из первых поклонников Эмерсона.

Естественное сценическое мастерство Кита явилось частью его натуры, но, если оно и стало частью имиджа, всерьез Эмерсона это не заботило. Его сценическое представление избежало натужности, которая разъедала карьеру Джими.

Замечательный прогресс и успех Кита как выдающегося исполнителя на клавишных во многом обусловлен соединением музыкального и сценического начал в средство для эмоционального и физического удовлетворения.

В другие времена Эмерсон, наверно, был бы замечательным концертным пианистом, восседающем в смокинге и тесном воротничке на неудобном стульчике. Или он мог бы стать отличным джазовым пианистом, наигрывающим футстепы Ширинга или Брубека.

Но его первые уроки на фортепиано пришлись на те времена, когда музыкальное течение было на переломе. Джаз как популярная музыка начал терять свое значение и влияние на молодежь, пожалуй, из-за беспечного подхода развивающих его музыкантов. Поскольку в этой позиции давно уже оказалась и классическая музыка, путь Кита, естественно, направился в роковую группу.

После нескольких лет частных занятий на фортепиано Кит присоединился к часто выступавшим, но бедствовавшим блюзменам, возрождавшим английский ритм-энд-блюз. Впервые он привлек внимание в группе Гэри Фарра T-Bones. В 1966 году английский ритм-энд-блюз с группой Cream достиг своего пика. Хотя публика все еще готова была слушать доморощенные блюзы, молодые музыканты понимали, что модная форма превращается в клише.

Для того, чтобы образовалась одна из самых чудесных и возбуждающих групп, привнесшая в рок свежее дыхание прогресса, потребовалась серия совпадений и случайностей. Вот как это произошло. Сначала Эмерсон встретился с Дэйвом О'Листом, который играл в группе Attack многословного, но ограниченного певца Ричарда Ширмана. Группа имела контракт с фирмой Decca и выпустила диск Hi Ho Silver Lining. К их печали, одновременно выпустил и сделал эту песню хитом Джефф Бек. Для выступлений привлекались различные ударники, одним из которых был Алан Уайтхэд.

Когда в атмосфере хаоса и скандалов Attack разошелся, Дэйв, чья гитарная работа привлекла внимание известного английского диск-жокея Джона Пила, был приглашен Эмерсоном в группу сопровождения американской соул-певицы Пэт Арнолд, которая в 1967 году в Англии имела хитовый сингл The First Cut Is The Deepest. Они назвали себя просто - The Nice - распространенное словечко на футбольных трибунах и в телевизионных передачах.

В составе был также басист и вокалист Ли Джексон из T-Bones и Йен Хэйг на ударных. После первых представлений в Эктоне своей оригинальной и возбуждающей манерой они привлекли внимание критиков и энтузиастов. Чуть позже Кит провел замену в составе, и стульчик ударника занял Брайен Дэвисон, который был без работы после распада группы Mark Leeman Five.

Итак, Nice, подписавшая контракт с фирмой Эндрю Олдхэма Immediate, отправилась в путь, привлекая внимание специалистов и музыкантов, но без широкой публики, хотя умелые действия их роуди Боза Уорда принесли им кое-какую популярность.

Кит играл на органе Хэммонда L100, который он не оставлял на протяжении всей своей карьеры, и, не ограничившись обычной, хотя и очень смелой клавишной техникой, начал экспериментировать в получении странных звучаний, которые были исключительно его фирменным знаком до изобретения Робертом Могом его синтезатора. В самом деле, порой казалось, что этот инструмент был изобретен именно для Эмерсона. Но все же в начале 1967 года большинство поклонников рока было сконцентрировано вокруг Джими Хендрикса, Cream и The Crazy World Of Arthur Brown. Когда Nice, которых тогда в полном смысле терминов нельзя было считать ни прогрессивной, ни тем более психоделической группой, выступали под крытым тентом на Виндзорском фестивале, они начинали перед немногочисленной аудиторией, состоявшей из их друзей и родственников.

Пэт тогда еще пела с ними. Кем-то взорванная дымовая шашка начала загонять публику в поисках убежища в шатер, и там, очарованная звучанием Flower King Of Flies, толпа мгновенно заполнила его и долго еще слушала их музыку. И с этого момента аудитория ансамбля начала стремительно расти.

С октября 1967 года они начинают собственный путь. С первых же шагов стало очевидно, что ансамбль овладел поп-музыкой с виртуозностью на грани импровизации и, с другой стороны, колоссальным спектром всех музыкальных жанров. В их композициях можно было услышать отголоски популярного квартета Чарльза Ллойда, Баха, Дона Эллиса и Mothers Of Invention. Под мощные, гармонически окрашенные аккорды бас-гитары и непрерывные взрывы ударных, символизирующих оргию насилия, Эмерсон прыгал через свой орган, разыгрывал с ним любовную сцену, молотил по нему кулаками, ногами, локтями и даже кинжалом, который он потом метал в будку суфлера. Такая же стилистическая неоднородность была в репертуаре группы - от песни Боба Дилана She Belongs To Me до композиции America Леонарда Бернстайна и бессмертного произведения Моцарта "Рондо", попавших в их дебютный альбом [N1].

Совместные выступления группы с Джими Хендриксом в "Ройял Алберт Холле" обнаружили наличие сильной конкуренции между музыкантами. После непродолжительной серии гастрольных выступлений в Америке выяснилось, что качество игры Дэвида на гитаре начало ухудшаться. Он был одним из тех, кто обеспечил ранний успех группы своими композиторскими способностями и вокалом, но конкретная ситуация в настоящее время требовала, чтобы Nice для улучшения качества звучания функционировала как трио. Хотя многим казалось, что звук органа, бас-гитары и ударных будет неполным, урезанным, Кит смог доказать свою правоту, и его взаимодействие с Ли и Брайеном сделало в 1969 году Nice одной из самых мощных групп на мировой поп-сцене.

Диски [N2] и [N3] указали на возрастающую любовь Эмерсона к классической музыке. К вершинам репертуара ансамбля этого периода относятся рок-версия Эмерсона Allegro из 3-го Брандербургского Концерта Баха (Ars Longa Vita Brevis), интермеццо из "Карельской сюиты" Яна Сибелиуса, а также 3-я часть Шестой симфонии Чайковского. Но как собственные композиции, так и переработки произведений других поп-музыкантов часто обнаруживали недостатки и ограничения группы, которой порой не хватало чувства меры и вокальных способностей.

Ансамбль продемонстрировал склонность к противоречивым, порой скандальным, но всегда способствовавшим их паблисити выходкам. Их сильно критиковала националистическая пресса за выпуск сингла America вместе с постером, на котором были портреты братьев Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. За то, что во время представления они сжигали американский флаг при исполнении песни Stars and Stripes, им запретили выступать в лондонском "Алберт-холле". Дело дошло до того, что Бернстайн приложил все свои силы и влияние, чтобы запретить их гастроли и продажу дисков в США.

В 1969 году они перебрались под крылышко фирмы Тони Стрэттон-Смита Charisma. Для Ньюкастлского фестиваля Эмерсон написал протяженную Five Bridges Suite, которую New York Times назвала "банальнейшей смесью из клише и музыки к фильмам". В марте 1970 года группа исполнила это произведение вместе с "Патетической" Чайковского и Atmospheres Лигетиса с участием оркестра Лондонской королевской филармонии.

Их восторженно встречали на гастролях во всей Европе, они покорили знаменитые клубы "Филлмор" в Америке и были готовы к широкому прорыву на американский рынок, когда сообщение об их распаде весной 1970 года потрясло любителей рока.

Это не было сгоряча принятым решением. Джексон и Дэвисон устали быть на вторых ролях, а Эмерсон считал, что работа со старыми коллегами уже исчерпала себя. Его влекли новые горизонты, которых прежняя группа достичь не могла. Тогда же в студиях фирмы Island он встретился с Грэгом Лэйком и Карлом Палмером.

Лэйк родился 10 ноября 1947 года в городе Пуле, в Англии. По его собственному выражению, "пять потерянных лет" он играл в провинциальной группе, часто менявшей свои названия (обычно The Shame), затем выступал в не получившем признания ансамбле The Gods. Был одним из первых членов группы King Crimson, совершил с ней американское турне, но в конце 1969 года оставил коллектив обиженным, так как, помимо его постоянных конфликтов с коллегами, не были признаны заслуги Лэйка как басиста и композитора в первом альбоме In The Court Of The Crimson King.

Ранние планы Эмерсона и Лэйка, впервые встретившихся в Сан-Франциско, установить контакт с Джими Хендриксом и Митчем Митчеллом оказались бесплодными - собственно, их завалили сами Эмерсон и Лэйк после того, как Митчелл, известный своей скандальной репутацией, вместе со своими двумя телохранителями явился посмотреть на них. Альтернативой явилось приглашение Карла Палмера.

Палмер играл у Криса Фарлоу в Thunderbirds в возрасте 16 лет, затем перешел к Артуру Брауну, а оттуда - в Atomic Rooster. Все они чувствовали себя застоявшимися, и новый коллектив быстро превратился в уникальное и динамичное трио, успешно сочетающее исполнительское мастерство с великолепной музыкой. Свежие идеи и люди стимулировали их деятельность. Как будто в спортивный автомобиль пересадили более мощный мотор. Новое трио, названное по фамилиям составляющих его членов, казалось, собиралось разбить все установленные границы в жанре. В студии зарождающаяся супергруппа отрабатывала два номера, "коронку" Эмерсона с Nice композицию Rondo, в которую вошло первое ударное соло Палмера, а также 21st Century Schizoid Man из "кримсоновского" периода Лэйка.

Последняя позже была отвергнута, а Rondo осталось в концертном арсенале трио. Они сыграли ее на главной репетиции и в "Лицее", показав, что в своем хозяйстве находят место всему, что имеет отношение к музыке, а Кит продемонстрировал весь набор звучаний, которые он научился извлекать из своих инструментов со времен Nice.

Их первый настоящий дебют состоялся на поп-фестивале на острове Уайт в 1970 году и вызвал шквал аплодисментов.

Но не обошлось и без скептиков. Джон Пил назвал их "пустошью таланта и электричества", а кое-кто высказывался и порезче. Группа презрела эти отзывы и взамен приобрела успех в Америке, Японии и Европе. Их положение супергруппы было сравнимо, пожалуй, только с Cream, но, в отличие от этого трио, у которого было много подражателей, музыку ELP, овеществившую все признаки зарождающегося "техно-рока", полученную на оборудовании стоимостью в сотни тысяч долларов, скопировать невозможно. Группа смогла слить в едином звучании всевозможных инструментов различный электрический и акустический материал, синус-тона, шумы короткого замыкания, атональные аккорды и блюзовые фразы. Используя наложение пяти каналов синтезатора, Эмерсону удалось создать на альбомах трио иллюзию звучания громадного оркестра.

На первом же альбоме, с восторгом встреченном в Англии и США, ансамбль предъявил музыкальному миру новые для рока образы, новую исполнительскую технологию. Можно назвать несколько моделей, предложенных Эмерсоном и его коллегами.

Первая - интересная и в целом удачная попытка сопоставить классический материал (Бах, Барток, Яначек) с ритмическими, гармоническими и тембровыми элементами рока. В этом современном контексте классика звучит по-разному - то как неожиданное "воспоминание", небольшая цитата, виньетка в духе барокко, то как аранжировка на состав из трех исполнителей. Именно так, почти без отклонений от оригинала, обработана Эмерсоном пьеса Белы Бартока "Аллегро Барбаро". Плотные диссонансные гармонии, жесткая, "варварская" ритмика - все это создает ощущение стихийной силы, могучего, клокочущего звукового потока, грозного натиска (не случайно через семь лет Палмер использует другое сочинение с такими же образами первобытной, стихийной мощи - "Скифскую сюиту" Сергея Прокофьева). "Аллегро Барбаро" в исполнении ELP - типичная транскрипция (история музыки знает очень много примеров подобных транскрипций, наиболее известные - транскрипция И.-С. Баха концертов Вивальди).

Модель вторая - пьесы самого Эмерсона, написанные в таком же жестко-напористом прокофьевско-бартоковском духе: инструментальная Three Fates, вокально-инструментальная Take A Pebble. Последняя кажется сначала простой лирической балладой, а на деле это сюита, в которой есть и лирическая созерцательная мелодия, и "сельская пляска", и виртуозный эпизод в джазовом стиле, и, наконец, впечатляющий финал, так сказать, "с ударами литавр". В дальнейшем все последующие сочинения трио были построены именно по этому принципу "внутренней многочастности" и монтажа эпизодов.

Модель третья - песни в стиле хард-рок. На диске [1] это Knife-Edge, мелодия которой - главная тема Симфоньетты чешского композитора Леона Яначека. Эту связь простых, даже примитивных, но упругих и сильных, как стальная пружина, интонаций хард-рока с музыкальным экспрессионизмом начала века ELP подметили первыми.

Кроме того, на пластинках группы звучат пьесы джазового характера (например, композиция Tank, поражающая безупречной техникой игры Кита Эмерсона на синтезаторе) и философско-созерцательные баллады Грега Лэйка в сопровождении акустической гитары, вкус к которым у него остался со времен начала музыкальной карьеры. На диске [1] Лэйк играет балладу Lucky Man - о "парне, погибшем ни за что на никому не нужной войне" - яркую антивоенную песню протеста.

Эти модели будут повторяться на всех последующих альбомах группы. Начиная с "Таркуса", сюда, правда, добавляются пародийные номера, комически изображающие то расстроенные пианино из ковбойских салунов, то старые пьесы в манере буги.

Почти все они пользовались коммерческим успехом - диск [2] с роковой титульной сюитой и переработкой композиций Баха; яркий концертный альбом [3], созданный по мотивам известного произведения Мусоргского "Картинки с выставки".

"Рок-вариант "Картинок с выставки", созданный группой ELP, "русским", пожалуй, не назовешь. Интерпретация построена на предельно резких контрастах динамики, тембра и ритма. Она изобилует "неслыханными" звучаниями и отличается шероховатой и какой-то всклокоченной фактурой, вполне соответствующей, впрочем, мятежному, страстному и саркастически едкому духу музыки Мусоргского.

Открывающая цикл композиция Promenade исполняется на подчеркнуто "классическом" регистре органа с точным сохранением мелодико-ритмического рисунка оригинала. Но зато The Gnome и особенно The Curse Of Babajaga, где доминирует электронный синтезатор, в первый момент производят впечатление эстетического шока.

Знакомые контуры "Картинок" возникают как бы из клубящегося звукового тумана, стягиваются в узлы, образуют странно деформированные, преувеличенно гротескные фигуры. Кажется, что они вот-вот станут зримыми - до такой степени сгущена, плотна, материально ощутима их звуковая ткань, но внезапно они вновь становятся зыбкими, текучими и непостоянными; вот они уже неузнаваемо изменили свой облик, а в следующее мгновение рассыпались на тысячи тональных осколков-атомов.

Самое поразительное в этой фантасмагории - верность "интонационному словарю", то есть основным характеристикам "музыкальной речи" Мусоргского, восходящим непосредственно к человеческому голосу и слову.

Кстати сказать, ELP вводит в свою интерпретацию и вокальную партию, что еще лучше помогает им передать углубленную, почти осязаемую рельефность звуковой пластики "Картинок".

Версия ELP - вещь более чем дискуссионная, но, безусловно, имеющая право на существование в ряду других возможных интерпретаций этого шедевра... В этом смысле ее можно рассматривать как совершенно новый подход к самой постановке проблемы интерпретации классики и экспериментальное исследование средств и методов ее художественного решения".

(Л.Переверзев, "Ровесник")

Вряд ли можно было Эмерсона назвать столь же великим импровизатором, как Монк или Трейси, ему не хватало ни изощренности Оскара Питерсона, ни блюзовой мобильности Джимми Смита.

Но у Кита были особенности, которыми не обладал ни один из этих великих артистов. Его широта взглядов и кипучая энергия сделали музыканта уникумом. Речь идет не о лобовой виртуозности, хотя ее у Эмерсона тоже хватало. Он наполнил свои клавишные оригинальностью и даже некоторой подчеркнутой упрощенностью, в которой драматическое, банальное и юмористическое смешивалось в сверхголовной сплав.

Со временем постоянные гастроли стали размывать творческие способности Эмерсона, во всяком случае, если говорить о необходимом прогрессе. В начале 1973 года стало очевидным, что у Кита появились трудности с созданием нового материала.

Конечно, вся их музыка не могла быть на равно высоком уровне. Писали Эмерсон с коллегами и вещи растянутые (это вообще большой минус в их творчестве), есть претенциозные, некоторые пластинки выглядят каким-то случайным собранием этюдов и набросков к большому полотну. В альбоме [4] почувствовалось некоторое изменение стиля. Но композиции из этой пластинки не могут идти в сравнение со своими предшественниками. На концертах гигантомания эффектов и аппаратуры грозили обогнать музыкальные способности трио. ELP воздвигали на сцене Таркуса, извергающий огонь фантастический гибрид танка и зверя; иллюминация казалась иногда важнее музыки.

В том же 1973 году для выпуска собственной продукции трио организовало фирму Manticore, а альбом [5] развеял опасения, которые возникли в последние два года существования ансамбля. В этом диске не только не ощущается стилистический разнобой, но, напротив, все композиции, от хорала английского композитора середины XIX века Губерта Парри на стихи Блэйка, прекрасно исполненного Лэйком, до развернутой композиции Karn Evil 9 - выстроены в едином ключе. Изображенная на "полотне" картина это фактически ярмарочный балаган, в котором в соответствии с нашим временем действуют не только люди, но и роботы. И вот такой робот в конце концов резонно заявляет своему создателю: "Я совершенство, а ты?". Этот саркастический итог позволяет, наконец, понять основную проблему, которую поднимает в своем творчестве ELP - это протест против бездушного техницизма индустриального общества, в котором роботы оказываются выше людей, против стандартно развивающегося мировоззрения, предлагаемого культурой этого общества. Альбом [5] - метафора сегодняшнего состояния западной культуры, то есть развитие и завершение того же образа, с которого ELP начинал в 1970 году - неиспорченный обществом человек (вольтеровский Гурон) в тисках электронно-массовой цивилизации.

Альбом этот подвел итоги первого (удачного) этапа творчества группы, в наилучшем виде продемонстрировав идею сплава, коллажа стилей - ведущую в работе трио. Не они изобрели составные части. Но умение монтировать разноплановые детали в единое целое также признак большого мастерства. Однако Эмерсон и его коллеги добились гораздо большего, чем умелая компиляция - они создали свой язык и неповторимо индивидуальное звучание. Например, виртуозное соло Эмерсона на фоне упругого ритма Палмера или баллады Лэйка в сопровождении акустической гитары и тонко найденных тембров синтезатора - это оригинальные краски ELP, до сих пор сохраняющие свою свежесть.

Вся тройка - виртуозные музыканты, что неоднократно подтверждали результаты всяческих выборов - их технические способности доказывает, в частности, концертный двойник [6]. Важный вклад в создание музыки сделали и Лэйк с Палмером. Лэйк придал музыке трио на бас-гитаре уверенный ритмический и гармонический фундамент, на гитаре (часто без усилителя) он импровизировал в роковых сольных вставках и каденциях в традициях английской музыки. Палмер, со своими ясными джазовыми интонациями, явился, пожалуй, лучшим ударником не только английской, но и мировой популярной музыки.

После выпуска альбома [5] группу поразил очередной творческий застой - оттого-то, да еще из-за общего кризиса жанра, к концу 1975 года наметилось некоторое снижение популярности ансамбля, по крайней мере, среди домашних поклонников. Музыканты начали работу по сольным планам. Первым с рождественским английским хитовым синглом I Believe In F ather Christmas отметился Лэйк.

Альбом [7] вышел после четырехлетнего молчания и обозначил ряд особенностей в работе трио. Во-первых, впервые для записи альбома были приглашены сейшнмены; во-вторых, его можно считать скорее сборником сольных работ музыкантов, чем цельным произведением. Каждому члену досталось по стороне диска, чтобы выразить себя. На первой стороне был фортепианный концерт Эмерсона и Лондонского симфонического оркестра - более в духе Nice, чем нынешнего трио; на второй пять песен Лэйка в исполнении оркестра и группы. Третья сторона отдана Палмеру - в частности, он здесь интерпретирует Баха и Прокофьева, и лишь на четвертой стороне играет все трио в сопровождении оркестра парижской оперы. И хотя в целом альбом был скверно оценен критикой и публикой, "коллективная" композиция Fanfare To The Common Man оказалась даже лидером синглового списка и по анкете Melody Maker стала лучшей мелодией 1977 года.

Следующие студийные альбомы [8] и [9] показали, что отрицательные тенденции, намеченные ранее, развились и стали непреодолимыми. Прочно увязнув в символике времен "молодежного бунта" конца 60-х годов, опустошив свой архив выпуском диска [10], продав за годы своей работы 25 миллионов пластинок, получив 25 золотых и 5 платиновых дисков, группа распалась в начале 1980 года.

Карл Палмер организовал собственный коллектив PM, в котором играли (и все к тому же пели) четыре американца: Барри Финерти и Джон Нитцингер (гитара), клавишник Род Кокрон и басист Эрик Скотт. С середины 1981 года Палмер принимал участие в работе ансамбля Asia. Позже он на некоторое время вернулся в Atomic Rooster.

Кит Эмерсон написал музыку для фильма "Ночные ястребы" с участием Сильвестра Сталлоне.

В 1987 году на прилавках появился новый альбом группы ELP (11). В ее составе вместе с Эмерсоном и Лэйком играл известный ударник Кози Пауэлл (Jeff Beck Group, Bedlam, Rainbow, Whitesnake). Этот диск, отразивший в музыке, среди прочих, влияния Холста, попал в списки. Когда Пауэлл ушел, уже Палмер попытался организовать своих прежних коллег. Однако результаты сессий по подготовке нового альбома в 1987 году оказались неутешительными и проект был свернут. С участием малоизвестного ударника Роберта Берри Эмерсон и Лэйк записали диск (12), который расходился плохо.

После распада The Nice Джексон организовал бесталанную группу Jackson Heights и записал с ней четыре диска, затем вместе с Дэвисоном и Патриком Моразом в трио Refugee выпустил одноименный умеренно успешный диск. После ухода Мораза группа распалась, и Джексон исчез с музыкальной сцены.

Дискография:

Альбомы группы The Nice:

  1. Thoughts Of Emerlist Davejack (IMM 1967)
  2. Ars Longa Vita Brevis (IMM 1968)
  3. Nice (IMM 1969)
  4. Five Bridge Suite (CHM 1970)
  5. Elegy (CHM 1971)
  6. Live In London (записан в 1968 г.) (CHM 1972)
  7. Autumn '67 - Spring '68 (CHM 1972)
  8. Hang on to a Dream (конц. 1969 г.) (CHM 1975)
  9. Live at the Albert Hall (PLG 1993)

сборники:

  1. Best of Nice (1972) OO
  2. In Memoriam (1974)
  3. Vintage Years (1975)
  4. Keith Emerson & The Nice (1975)
  5. Amoeni Redivivi (перемикшированный сборник) (1976)
  6. Nice with Keith Emerson (1976)
  7. America (концертный) (1976)
  8. Pop Groups of the 60s (с ПиПи Арнолд) (1979)

Сольный альбом Брайена Дэвисона:

  1. Every Which Way (CHM 1970)

Записи О'Листа в арт-роковой группе Jet:

  1. Rock'n'-Roll Music (Sun 1974)
  2. Jet (CBS 1975)

альбомы групп Ли Джексона:

  1. King Progress (группа Jackson Heights) (CHM 1970)
  2. Fifth Avenue Bus (VTG 1972)
  3. Ragamuflin Fool (VTG 1972)
  4. Bump'N'Grind (VTG 1973)
  5. Refugee (с Б.Дэвисоном и П.Моразом) (CHM 1974)

Альбомы трио ELP:

  1. Emerson, Lake & Palmer (ISL 1970)
  2. Tarkus (ISL 1971) A+:4
  3. Pictures At An Exhibition (ISL 1971)
  4. Trilogy (ISL 1972)
  5. Brain Salad Surgery (MTR 1973)
  6. Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends (концертный) (MTR 1974) OOO
  7. Works (ATL 1977) OO
  8. Works,vol.2 (ATL 1977)
  9. Love Beach (ATL 1978)
  10. Live (ATL 1980)
  11. Emerson, Lake & Powell (PLD 1987) A:3; BB+
  12. Black Moon (Victory 1992) **1/2
  13. Live at the Royal Albert Hall (PLG 1993)

сборники:

  1. The Greatest Thoughts of Them All (Nice и ELP) (1992) OOO

Видеофильмы ELP:

  1. Pictures At An Exhibition (1972)
  2. Welcome Back My Friends...

Альбомы группы Three:

  1. In The Power Of Three (GFF 1988)

сольные альбомы Кита Эмерсона:

  1. Inferno (саундтрек) (ARL 1980)
  2. The Hell (1980)
  3. Honky (саундтрек) (Chord 1981)
  4. Nighthawks (саундтрек) (1982)
  5. Best Revenge / Murderock (саундтрек) (1984)
  6. The Christmas Album (1988)

сборник:

  1. The Emerson Collection (1986)

сольные альбомы Грега Лэйка:

  1. Lake (CHR 1981)
  2. Maneuvres (CHR 1983)
  3. King Bisquit Flower

***************
Все оригинальные материалы и переводы Слынько Н.М. 1980-1998
*******************************
***********************
***************
*******

EMERSON, LAKE AND PALMER - На троих



При упоминании о группе EMERSON, LAKE AND PALMER у многих вытягиваются лица. Уж слишком серьезную славу снискало это трио - этакие мрачные люди с консерваторским образованием и помешательством на классической музыке. Так отчего ж этот коллектив популярен и спустя три десятилетия после его создания?

Ну скажите - разве серьезные люди могли задаться целью скрестить рок с классикой на уровне "дым из ушей"? Парни умели веселиться - иногда это у них получалось даже при минимальных затратах умственной энергии. Вот, к примеру, как-то раз Кит Эмерсон завел длинное органное соло на своем "Hammond", а его коллеги отправились за кулисы отдохнуть. Минут эдак через двадцать, выглянув на сцену, они увидели обычное зрелище: Кит раскачал свой орган и играет вовсю, описывая дуги на пару с любимым инструментом. Все бы ничего, да вот только пора было бы уже и закругляться. Добровольным посланцем был назначен техник коллектива, каковой, зная крутой нрав органиста, заканючил: он, мол, меня уволит. Тогда Палмер показал увесистый кулак и сказал: "Если не пойдешь, тебя уволю я". Пришлось пойти. И вовремя, так как оказалось, что подлый "Hammomd" защемил пряжку эмерсонова ремня, и последние десять минут Кит пытался вырваться на волю, не потеряв при этом лицо. Вот вам и скучные парни!
А по поводу классического образования - гнусный навет, не было такого! Но давайте начнем с самого начала. ELP были одной из первых супергрупп. (Раньше понятие "супергруппа" подразумевало под собой то, что каждый член коллектива был звездой уже на момент его создания.) Скорее всего, троице следовало бы присвоить номер три - если первыми считать CREAM, а вторыми - BLIND FAITH.
Ну так вот, к 1970 году гитарист, басист и вокалист Грег Лейк был глобально недоволен жизнью: еще бы - он на пару с Робертом Фриппом сотворил диво дивное под названием KING CRIMSON, а тут вдруг Боб надумал стать лидером и Лейка оттеснить. Грег выполнил свой долг перед Фриппом и, заручившись поддержкой штатного поэта группы Питера Синфилда, гордо ушел, чтобы создать новый ансамбль. Единомышленника-земляка он встретил в Сан-Франциско, где CRIMSON выступали на пару с квартетом THE NICE, у руля которого стоял Кит Эмерсон. THE NICE прославились тем, что кроме собственных опусов интерпретировали классику и джаз, да так бойко, что Леонард Бернстайн, услышав их обработку своей "America", просто офонарел. Барабанщик Карл Палмер на тот момент прогремел - буквально! - в команде большого эксцентрика Артура Брауна и в составе ATOMIC ROOSTER. Призванный Китом и Лейком, Карл моментально вписался в концепцию нарождающегося коллектива.
Так как Лейк намеревался по кримзоновской привычке петь и басить, встал вопрос о приглашении гитариста. Желающий имелся. Этот кандидат намеревался отбросить свои психоблюзовые дурачества в пользу классики, но, не успев присоединиться к трио, отбросил коньки. Звали покойного Джими Хендрикс. Окончательное решение по поводу превращения ELP в HELP должны были принять после знаменитого фестиваля на острове Уайт, на котором выступили и ELP, и Джими, но...
На острове Уайт троица представила нечто ошеломительное - арт-роковую версию "Картинок с выставки" Мусоргского. Вы можете представить это произведение в исполнении всего трех человек? "Картинки" были поначалу общим знаменателем для музыкантов, любимым всеми тремя. Кроме Мусоргского на концертах игрались "Rondo A La Turk" Дэйва Брубека да опусы CRIMSON и NICE, но помаленьку появились и новые творения. В первый, названный по имени группы, альбом 1970 года вошли и органно-фортепианная сюита Эмерсона "The Three Fates", и акустическая баллада Лейка
"Lucky Man", и пьеса "The Barbarian", в которой были использованы мотивы Белы Бартока. Экзерсисы музыкантов - судя по высокому положению пластинки в хит-параде - оценила не только утонченная публика. На волне успеха и вдохновения троица выдохнула концептуальный альбом "Tarkus" и только затем дала залп из тяжелых орудий: 26 марта 1971 года в Ньюкасле была записана программа "Pictures At An Exhibition" - те самые "Картинки", но уже вдумчиво обработанные и дополненные фрагментами собственного сочинения и текстами. Публика никак не отпускала трио, так что на бис ELP вдарили кусочком из "Щелкунчика" Чайковского, по ходу дела переименовав "Nutcracker" - "Щелкунчик" - в "Nutrocker" - "Офонаревший рокер". Они на первых порах сами не поняли, что натворили, считая, что не стоит выпускать запись концерта отдельной пластинкой - ну, в крайнем случае, приложить бесплатный диск к "Tarkus"... Лишь позже пришло осознание всей важности "Pictures" как для рока, так и для классики.
Резко возросшая популярность коллектива выразилась и в притоке финансов, которым было найдено достойное применение: Эмерсон, Лейк и Палмер учредили собственную фирму грамзаписи Manticore, названную в честь чудовища - одного из персонажей "Tarkus" - и существующую и по сей день. Все бы хорошо, да вот только, вложив все силы в прорыв, команда несколько опустошила коробочку своей фантазии. Новые пластинки были хороши, но все же уступали в красоте первым. Выпущенные соответственно в 1972 и 1973 годах "Trilogy" и "Brain Salad Surgery" оказались менее "съедобными", менее мелодичными. Не помогала даже классика: переработанная в "Abbadon's Bolero" мелодия Равеля распознавалась с трудом, хотя, с другой стороны, "Hoedown" Аарона Копленда удалась на славу; чуть позже ELP дадут жару еще одной коплендовской зарисовкой - "Fanfare For The Common Man". Публика охотно признавала мастерство коллектива даже в самых трудных произведениях - таких, как Первый фортепианный концерт Альберта Хинастеры, - однако особого удовольствия от них не получала, хотя концерты трио проходили с огромным успехом.
Так что логичным шагом выглядел выпуск в 1974-м тройного (!) "живого" альбома с длинным названием "Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends, Ladies And Gentlemen - EMERSON, LAKE AND PALMER", который вобрал в себя развернутые версии всего лучшего, что ансамбль сотворил на тот момент. Куда дальше? Некуда. Тупик. И музыканты решили на время разойтись. Лейк явил себя публике на Рождество 1975 года, когда сочиненная им и Синфилдом песенка "I Believe In Father Christmas" взлетела на второе место хит-парада. Вышедший чуть позже сингл Эмерсона "Honky Tonk Train Blues", в записи которого принял участие гитарист EAGLES Джо Уолш, удостоился всего лишь 21-й позиции. Свежей мыслью показалась идея выпустить под вывеской ELP сборник сольных творений членов трио. Выпустили. На дворе стоял 1977-й, над Англией царил панк. А тут - Эмерсон со своим фортепианным концертом в сопровождении Лондонского филармонического оркестра, Лейк с не слишком оригинальными балладами да палмеровские обработки скифских мотивов Прокофьева - наиболее близкие к року из всего музыкального ассорти... Короче, альбом "Works" фурора далеко не произвел. Как и "Works, Vol. 2" того же года - несмотря на то, что в него вошли посетившие хит-парад песни Кита и Грега. Выпущенный год спустя агонизирующим трио диск "Love Beach" поставил в истории ELP неуверенную точку.
Эмерсон стал писать музыку к кино. Лейк собрал собственный коллектив, гитаристом которого был Гари Мур, и даже сочинил песню на пару с Бобом Диланом. Успешно работал один лишь Палмер, вошедший в состав новой супергруппы - ASIA. В ней ненадолго засветился и Лейк - когда вокалист и басист Джон Уэттон рассорился с менеджментом.
В 1985 году YES, арт-роковые коллеги ELP, снова взлетели на вершины популярности с "Owner Of A Lonely Heart". Лейк с Эмерсоном решили попробовать еще раз, однако Палмер особой заинтересованности не выказал. Пришлось Грегу с Китом решать сложную задачу - искать феноменального барабанщика с фамилией на "П". И надо ж было такому случиться, чтобы как раз в то время из WHITESNAKE уволился ветеран рок-баталий Кози Пауэлл! Диск "Emerson, Lake And Powell" вышел удачным - не более того. Тут распались ASIA, Кози сменил Карл. Но порадоваться поклонники трио не успели: после ссоры с Китом ушел Лейк. Его место занял талантливый американец Роберт Берри, и под именем THREE в 1987-м была выпущена чересчур по-коммерчески звучащая программа "The Power Of Three".
Мир в "семье" наступил только в 1991 году. Через год появился альбом "Black Moon"... Все? Нет. Еще пара пластинок и добротные концерты - и все началось сначала. В прошлом году трио официально объявило о своей кончине.
Грег Лейк начал сольную карьеру. Кит Эмерсон готовится к совместным гастролям с Риком Уэйкманом, а по ходу дела выступил с красой тяжелого фанка Гленном Хьюзом - запись концерта будет издана в 2001-м. Карл Палмер был одним из участников воссоединения ASIA, после провала которого соорудил с Уэттоном коллектив QANGO, исполняющий классику ASIA и ELP. Все трое при деле. Но поклонники все же надеются, что когда-нибудь это дело снова будет одно на троих.

Дмитрий М. ЭПШТЕЙН
(c) Музыкальная газета


*******************************
***********************
***************
*******

EMERSON, LAKE & PALMER: Проклятие черных духов

В отличие от российских исполнителей, артисты западные на концертах деньги не зарабатывают. Зарабатывают они на пластинках, рекламируя которые устраивают гастроли. А гастроли стоят недешево. Хорошо, если есть спонсоры - без них свои грандиозные представления не смогли бы устроить ни PINK FLOYD, ни THE ROLLING STONES. Звезды рангом чуть пониже не могут. Но иногда пытаются. Четверть века назад гордыня погубила трио EMERSON, LAKE & PALMER.

Казалось бы, сколько обслуживающего персонала может понадобиться коллективу, состоящему из трех музыкантов? Все зависит от того, как себя ценят эти трое. Самооценка ELP вылилась в команду из шестидесяти трех техников. А также двух бухгалтеров, врача, парикмахера, ассистента, в обязанности которого входило следить за состоянием стоившего шесть тысяч фунтов персидского ковра Грега Лейка (без ковра гитариста и певца могло стукнуть током), и инструктора по карате, нанятого барабанщиком Карлом Палмером. На фоне коллег органист Кит Эмерсон выглядел скромнягой. Так что, отправляясь 24 мая 1977 года на гастроли по США, британский ансамбль не мелочился и пополнил собственные немногочисленные ряды еще семьюдесятью персонами - оркестром и хором. В общей сложности вышло примерно полторы сотни человек, разместившихся в трех автобусах. Для перевозки аппаратуры потребовалось семь грузовиков. На тот момент турне подобного размаха, да еще и рассчитанного на одиннадцать месяцев, рок-н-ролл не знал.

Предприятие было рискованным изначально. Арт-роковые ансамбли уже выходили из моды - на смену получасовым импровизациям пришли двухминутные панк-манифесты. Впрочем, вызов, брошенный сему факту ELP, можно было воспринимать и как панковский протест. Тем более, что по части самомнения Палмер, Лейк и Эмерсон способны были дать фору любому Джонни Роттену. По крайней мере, внутренне трясясь, они ни с кем не делились дурными предчувствиями. Предчувствия подкреплялись знамениями, первым из которых стал разошедшийся шов на одной из подвесок массивной осветительной установки. Рухнув, балка похоронила бы под собой не только несколько человек, но и все гастроли. Все - ибо произошла эта неприятность накануне открывавшего тур концерта в штате Кентукки. Однако обошлось.
Музыкантов же в значительно большей степени смущала неуверенность в способности воспроизвести на сцене собственные произведения, из которых состоял последний на тот момент альбом "Works". Амбициозная программа отразила начинавшийся распад команды: каждый из членов ансамбля получил в свое распоряжение по полпластинки, и только на четвертой стороне двойного альбома трио играло вместе. Гастроли ускорили разрушительный процесс - Грег и Кит предпочитали перемещаться от города к городу на самолете, а Карл путешествовал в выделенном ему автобусе. Волшебство почти выветрилось за семь лет, прошедших с того момента, когда Эмерсон и Лейк, разочаровавшись в своих предыдущих группах - соответственно, THE NICE и KING CRIMSON, - приняли решение объединить усилия с покинувшим ряды ATOMIC ROOSTER Палмером.

За семь лет трио выпустило семь альбомов, пользовавшихся по обе стороны Атлантики таким успехом, что никто не удивился высоким хит-парадным позициям программы 1974 года "Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends", позициям, для тройного концертника невиданным. Невиданным до выхода "WINGS Over America", однако WINGS все-таки были группой МакКартни, а тут... Главной целью ставилось поразить воображение публики не только музыкой, но и шоу. Зрители никогда не знали, чего ожидать от ELP, - то на сцену выходили три волынщика, то навстречу аудитории летела тысяча белых голубей, то пеной в зал плевался громадный робот-броненосец. Эмерсон, колющий клавиатуру ножами, впечатлял не менее. Импровизации иногда доходили до таких пропорций, что коллеги оставляли солиста и удалялись перекусить. Как-то раз, выглянув через полчасика из-за кулис, барабанщик и певец обнаружили коллегу все еще наяривающим на уподобленном креслу-качалке инструменте. Они приказали ассистенту пойти и передать Киту совет закругляться. Помощник отказался, убоявшись, что Эмерсон его уволит. Тогда увольнением пригрозил Палмер. Несчастному повезло, так как органист отнюдь не увлекся музыкой: оказалось, он зацепился за "Хаммонд" пряжкой ремня, и ничего иного, как продолжать, ему не оставалось.
Все это было раньше, и все это гастроли 1977-го должны были затмить, ибо в предыдущие два года команда почти не выступала, а теперь вложила в запись альбома и организацию тура два миллиона долларов. Из своего собственного кармана. Подобрать оркестр артисты поручили работавшему с ними до того дирижеру Годфри Салмону. Задача была не такой уж простой - после первого дня прослушивания из тридцати шести претендентов отобрали всего четверых. Пришлось потратить еще несколько дней. Немалого труда стоило объяснить первой скрипке Брюсу Дюкову, что музыкантам придется играть чертовски громко, что он половины музыкантов не увидит из-за расположенного посередине сцены помоста с ELP и что ему придется впендюрить микрофон в свой итальянский восемнадцатого века инструмент. И при этом улыбаться, дабы окружающие радовались жизни.
За двумя месяцами подготовки последовал месяц репетиций, сразивших присутствовавших мощью семидесятидвухтысячеваттной стенки динамиков и гидравлическим лифтом, на котором группа поднималась из-под сцены, чтобы врезать бушующие ритмы "Hoedown" в исполнявшееся оркестром мерное "Болеро" Аббадона. Каждый оркестрант получал в среднем четыреста пятьдесят долларов в неделю - примерно восемьдесят тысяч на весь оркестр с учетом подзвучки и прочих затрат, - что составляло существенную долю двухстоттысячного недельного бюджета турне. Подбив баланс, Лейк начал морально готовиться к продаже дома.

Концерт в Цинцинати запомнился сразу двумя знамениями. Накануне вечером в городе дотла сгорела бумажная фабрика, и в воздухе до сих пор носился пепел. А взорвавшаяся во время репетиции в синтезаторе Эмерсона деталь чуть не оторвала Киту палец. Однако пронесло. Но заставило задуматься о том, не навлекло ли трио на себя беду включенной в "Works" композицией "The Enemy God Dances With The Black Spirits", "Вражий бог пляшет с черными духами". В пользу этого мнения свидетельствовало и то, что в Детройте на глазах музыкантов разгорелся еще один пожар, а многообещающее представление в Тампе отменили из-за беспорядков, вспыхнувших на концерте LED ZEPPELIN. От двух выступлений пришлось отказаться по причине плохой продажи билетов - только это обошлось команде в два миллиона. Тут очнулись и профсоюзы, потребовавшие плату за ввоз техников и, соответственно, отказ от местных услуг. Для возмещения убытков необходимы были аншлаги, однако профсоюзные законы предписывали давать не более трех представлений в неделю и проезжать не более ста миль в день, что не позволяло назначить дополнительные концерты. 12 июня бухгалтеры представили отчет, из которого следовало: либо ELP отказываются от услуг оркестра, либо ансамблю не миновать банкротства. Скрепя сердце, Кит, Карл и Грег приняли решение расстаться с оркестром и призвать его на самые крупные выступления - в нью-йоркском зале "Медисон-сквер Гарден" и на Олимпийском стадионе в Монреале. Артисты быстро перестроились - и втроем играли так, что зрителям жаловаться не приходилось. Полтора месяца подобных концертов позволили рассчитаться с долгами. С банкротством финансовым, но не эмоциональным - напряжение отрицательно сказалось на коллективе и, выпустив в конце 1978-го слабый диск "Love Beach", Эмерсон, Лейк и Палмер расстались на долгих четырнадцать лет.

Дмитрий М. ЭПШТЕЙН
(c) Музыкальная газета


*******************************
***********************
***************
*******



Обратно на Энциклопедию арт-рока
На Главную
Форум
в закрытом режиме
My catalogue CD, to look
New CD
Здесь, новые поступления дисков
Гостевая Книга/guest book

E-mail: click here(жми здесь, чтобы написать мне)


************************************************************

****************************************************

Hosted by uCoz