Статья взята из журнала In Rock #1 2000
рока
начинали своё знакомство с этим стилем музыки с групп-титанов, таких, как Jethro lull, King Crimson, Yes, Genesis, Van Der Graaf Generator, чьи имена наиболее, и вполне заслуженно,
известны. Конечно, автор этой статьи не был исключением, и общая картина
моего увлечения арт-роком рисовалась именно с этих команд.
Однако со
временем музыки групп, с которых начинаешь знакомство со стилем, начинает не
хватать, и ты бросаешься уже в неизведанные дебри, куда человек, которому эта
музыка не интересна по-настоящему, и не сунется. Но эти «дебри» хранят в себе
подчас не менее, но даже более интересные группы, чем самые известные «столпы»
жанра. Так, весьма быстро мою коллекцию пополнили High Tide, Lucifers Friend, Camel, Marillion, Gentle Giant, Gryphon, Indian Summer, и
многие другие представители этого направления. Однако как только казавшиеся
бесконечными неизведанные территории английского прогрессива постепенно были
более-менее подробно «нанесены на карту», сразу возник вопрос — а что делать
(слушать) дальше? И, как любой меломан, я стал искать группы не только с таких
общеизвестных лейблов, как Repertoire, EMI, Virgin, Castle. И тут-то выяснилось, что маленькие, независимые современные
конторы выпускают огромную массу прекрасного прогрессива, причем, как правило,
группы это не английские. В этом номере мы хотели бы немного поделиться с
нашими читателями «исследованиями» (очень приятными, надо подчеркнуть) в
арт-роке из самой романтичной страны мира — Франции.
Как
оказалось, Франция подарила меломанам достаточно большое число групп, игравших
(и играющих) высококачественный прог-рок. Выпуском таких команд занимается в
основном крупный прогрессивный лейбл Musea. Мы постараемся "пробежаться" по самым интересным
проектам от начала семидесятых и до наших дней.
Одной из
самых известных французских групп является Ange, начавшая свой творческий путь в далёком 1970)r. Ange, ведомая к успеху харизматичным вокалистом и поэтом Christian Decamps'oM, выпустила свой первый студийный альбом в 1972 г, и назывался он
Caricatures.
Музыка группы представила своеобразный французский вариант слияния
музыки Genesis и Van Der Graaf Generator, т.е., это был красивый, грустный (а ино-
гда и
достаточно мрачный!), эмоциональный симфо-прог.
Таковой
музыка группы оставалась, развиваясь только внутри стиля, почти до конца
семидесятых. Далее, увы, идёт постепенное «ослабление» музыкального материала,
т.е. попадаются как вполне удачные, так и достаточно слабые работы. Кстати,
интересная подробность: для французов Christian Decamps приблизительно такая же значимая и культовая
личность, как для англичан (и россиян :)), к примеру, Питер Хэммилл. Ведь и после
распада Ange в начале 90-х он продолжает выпускать сольные альбомы.
Итак,
можно смело рекомендовать читателю к прослушиванию следующие альбомы этой
прекрасной группы: Caricatures (72), Le cimetiere des arlequins (73), Audela Du Delire (74), Emlle Jacotey (75), Pa lesDe Mandrin(fb). Особенно привлекатёльно смотрятся диски
1973 и 1976 годов.
(Маленькая
пометка: здесь и далее применяются сравнения с хорошо известными группами —
делается это для того, чтобы читатель мог приблизительно понять, какую музыку
играла(ет) та или иная группа, а отнюдь не с целью намекнуть на вторичность
французских команд).
Atoll — так называлась еще одна известная группа,
выпустившая свой первый альбом в 1974 г. (а существовала группа с 1972 г.) с
забавным названием Musiciens Magiciens,
в прогрессивном русле, отдаленно напоминающем Yes, с саксофоном и
флейтой в придачу (на них играл приглашенный Laurent Gianez). Что характерно, Atoll является одной
из самых агрессивных французских групп. На втором диске L'Araignee Mal (1975 г.) можно отметить не лучший голос
вокалиста, порой он даже раздражает. К счастью, вокала не много, зато музыка
высочайшей пробы: это мощный (хотя и не такой напористый, как на первом
альбоме) арт-рок с уклоном во фьюжн. А бонус-треком, которые так любит
добавлять Musea
на свои CD,
является чистый джаз-роковый инструментал. На следующем альбоме Tertio (1977 г.) группа продолжала двигаться в
направлении, заданном предыдущим диском 1975 г., но уже с большим уклоном в
симфо-прог. Как раз эти два релиза Atoll мы и можем охарактеризовать как лучшие.
А вот
диск 1979г. Rock Puzzle был явным падением команды. Вещи стали короче,
многие явно поп-ориентированны. Группа находилась в кризисе. Приблизительно в
то же время (конец 70-х) известнейшая арт-роковая личность Джон Уэттон услышал
альбом
L 'Araignee Mal и согласился на предложение музыкантов стать
вокалистом на следующей пластинке. Группа даже засела в студии и записала
несколько новых песен, но Уэтона пригласили во всемирно известную поп-артовую
группу Asia, и
он покинул Atoll. А эти самые, записанные, но так и не ставшие альбомом треки изданы
всё той же Musea в
качестве бонусов на CD Rock Puzzle.
В конце
80-х гитарист Christian Beya,
единственный из «старого» Atoll'a,
реинкарнировал старое название и выпустил два альбома: студийный L 'Ocean (89 г.) и концертный Tokyo, C'est Fini-Live (1990 г.). От оригинальной прогрессивной музыки
Atoll
практически ничего не осталось, новый материал представлял собой
малоинтересный поп-рок. Так и закончилась история этой интересной французской
группы, чуть было не выпустившей альбом с самим Джоном Уэттоном.
Сагре Diem, выпустившие два диска, несомненно, заслуживают того, чтобы о них
узнало как можно больше любителей прогрессива, ибо это одна из сильнейших и
интереснейших групп не только Франции, но и вообще семидесятых в целом.
Первый LP En Regardant Passer Le Temps вышел в 1975 г. Музыка группы представляла собой
достаточно жесткий, красивый симфо-прог с саксофоном, флейтой и приятным
вокалом. Местами проскальзывает лёгкий привкус джаза, но это только добавляет
ей прелести. Второй альбом, Сиеille Le Jour, 1976 года, выдержан в этом же русле. Оба релиза настоятельно рекомендуются
к приобретению в коллекцию!
Следующей
группой, привлекшей наше внимание, является MONA LISA. Начавшая свой путь немного позднее Ange, эта команда так же пошла сначала в
симфо-проговом русле Genesis. Первый альбом L 'Escapade (74 г.) был выполнен достаточно просто с точки
зрения техники, хотя буквально кипел эмоциями. Надо сказать, что Mona Lisa так же (наравне с Ange) может похвастаться одним из лучших вокалистов
в арт-роке. Dominique Le Guennec исполнял вокальные партии в драматически-театральной манере
Питера Гэбриеля, причем владел своим голосом безупречно. Так что некоторая
простота первых двух альбомов группы вполне окупается его прекрасным голосом.
Третий номерной альбом, Le Petit Violon de Mr. Gregoire (77 г.), представил значительно более сложную
музыкальную работу. Начинается диск с красивой грустной инструменталки, а
заканчивается одноименным эпиком в трёх частях, с красивыми техничными ходами и
удивительной игрой голосом Доминика.
Но, так
бы и осталась эта группа просто очень качественным «ответвлением» Genesis, если бы не диск 1978 г., Avant Qu'il Ne Soit Trop tard. Совершенно неожиданно группа выдала альбом, представивший
удивительную стилевую смесь симфо-прога и уникальной французской же группы Magma, родоночальницы стиля "цойл". Как
никогда силён и одухотворен голос Доминика, мощный "цойловый" бас и «магмоидные»
же хоры во второй вещи, общее настроение диска довершают завораживающую
картину. Совершенно потрясающая работа, однозначный a must have для всех любителей арт-рока! И пусть Вас не
смущает то, что поёт Доминик на французском, этот красивый язык донесет все
необходимые эмоции и трагизм музыки...
После
самого сильного альбома 1978 г. Доминик покидает группу, оставшиеся музыканты
выпускают последний релиз, Vers Demain (79), и Mona Lisa распадается. В 1998 г. он реинкарнирует имя Mona Lisa, но оставаясь при этом единственным участником
оригинального состава. Остальные музыканты, помогавшие ему при записи диска L 'ombre et la lumiere, были из другой прогрессивной французской команды Versailles.
Рекомендуем
в первую очередь альбомы 1977 и 79гг.
В 1979 г.
"свет услышал" один из интереснейших альбомов десятилетия — дебютник
группы Arachnoid. К
сожалению, одноименный LP так и остался единственным. Музыка представляла достаточно
жесткий авангардный прогрессив, который проще всего будет сравнить с King Crimson периода Larks и Red. Конечно, до самих мэтров жанра Arachnoid не дотягивают, но поверьте, это достаточно
интересная, самобытная работа. Жаль, что несколько треков кажутся излишне затянутыми.
Еще один минус — не очень приятный тембр голоса вокалиста, но поёт он, как и у Atoll, «страдавших» тем же недугом, немного, так что
в принципе не раздражает.
Было бы
большим упущением промолчать об одной из самых интересных французских групп,
выпустивших, как и Сагре Diem, увы, лишь два альбома. Речь идёт о Shylock.
Первый LP, Gialorgues, вышел в свет в 76-м. Музыка на диске представляет собой
интереснейшую смесь Genesis и King Crimson, с очень выразительной игрой гитариста, манера которого
представляла собой нечто среднее между техникой Стива Хэккета и Роберта Фриппа.
(Более того, иногда музыка Shylock напоминает такую культовую шведскую группу, как Anglagard, появившуюся, правда, в 90-е!) Как и следующий
альбом, он полностью инструментальный. Обе пластинки переизданы в цифровом
формате на Musea в
96-м. Что касается собственно lie De Fievre (78), то он намного лучше записан, чем дебютная
работа, и музыкальный материал на нём определенно более зрелый, хотя оба диска,
безусловно, одинаково ценны и интересны. На компактах также добавлены очень
интересные бонус-треки.
Заканчивались
семидесятые. Во всём мире арт-рок постепенно становится элитным стилем музыки,
которым интересуется достаточно ограниченный круг слушателей. Но что хуже,
жанр находится в кризисе. И тем более странно, что именно во Франции появляется
такая группа, как Asia Minor. В команде было четверо музыкантов: двое
французов и двое турок. Первый альбом, выпущенный в 1979 г., называется Crossing the Line. Он представляет собой намного, на мой взгляд, более глубокий и
интересный симфо-прог, чем у значительно более известных англичан Camel, музыка коих и наиболее близка к творчеству Asia Minor. Второй альбом, Between Flesh & Divine (1981 г.) представил еще более интересный
материал, с обильной флейтой, местами даже немного «кримзанутыми» моментами,
звуками дождя на нескольких треках, и вообще, это безумно грустная и романтичная
музыка. А вокалист, поющий на английском, но с сильным акцентом,
обладающий очень приятным тембром голоса, только добавляет группе своеобразного
шарма. Мы рекомендуем оба альбома Asia Minor, не пропустите!
К
сожалению, после диска 1981 г. группа распадается, а попытка воссоединиться в
конце восьмидесятых ни к чему не приводит.
Вторая
половина восьмидесятых. Кажется, что прогрессив остался в прошлом десятилетии,
что время расцвета этого жанра безвозвратно ушло и никогда больше не придёт
новая волна интереса к нему.
Marillion, фактически единственная на тот период более-менее известная
английская группа, выпускающая серьёзную музыку (попсовые неопрогеры не в
счет), записывает последний с Фишем номерной альбом, из творческого небытия возвращаются
Jethro lull,
совсем не радуя вторичным (причем по отношению даже не к своему творчеству, а
чуть ли не к Dire Straits!) и слабым диском Crest of a Knave, и это — всё. Англия устало вздыхает, болото..
(Не думаю, что пауза между "Under
Wraps"
и "Crest..."
в три года настолько велика, чтобы называть выход последнего
"возвращением из небытия", да и альбом не так уж и слаб —
вот признали же его лучшим диском в стиле хард-рок/хэви-метал! — Impaler).
Но в том
же 1987 г. записывают свой первый альбом интереснейшие французы Halloween ныне одни из лидеров прогрессивного движения
вообще. LP
носит название Part One.
На CD, как и второй альбом, он выйдет только в 1994
г. усилиями всё той же Musea. Что же «сотворили» музыканты? А сыграли они арт-рок высшей
пробы, холодную, мрачную, отчасти готическую музыку, с драматическим вокалом, и
вполне ей под стать текстами. У группы с первого же альбома появляется своё лицо,
её нельзя с кем-то перепутать. Мощная, красивая скрипка только подчеркивает всю
индивидуальность и трагизм композиций. По стилю это все же ближе к нео-прогу,
но какому! Несомненный a must have в
любую серьезную коллекцию. На втором диске Laz (1989 г.) музыканты представили значительно
более завернутый (местами слегка «кримзанутый») материал. Длинные вещи,
качественные аранжировки, эмоциональность, и при этом же некая отстраненность
— вот отличительные черты обоих дисков. Песни исполняются как на английском,
так и французском языках. Немного не дотягивают оба вокалиста, но в том-то и
дело, что здесь голоса только дополняют музыкальные и эмоциональные картины, а
не играют ведущей роли.
На третий и последний пока номерной диск
1994 г. была приглашена вокалистка, ныне занявшая в группе постоянное
место у микрофонной стойки. Это концептуальный альбом Merlin, повествующий, естественно, о Великом Мерлине. Он полностью
франкоязычный, но это никак нельзя считать минусом. Вокалистка обладает приятным,
мощным, сочным голосом, и не делает музыку «попсовее». В 1998 г. группа
выпускает концертник со старыми вещами, а также кавером песни Van Der Graaf Generator "House with no door" (спетым, кстати, этой вокалисткой достаточно неудачно).
Значит,
группа "живет", будем надеяться, что скоро они порадуют нас очередным
прекрасным диском.
Все три
номерных альбома Halloween настоятельно рекомендуем к приобретению.
А теперь
несколько слов о группе, которая раньше (да и больше, пожалуй) других принесла
Франции славу на прогрессивном поприще. Конечно, речь идёт о детище ударника Christian Vander'a, команде Magma.
Образовавшаяся
в самом конце 60-х и выпустившая первый альбом Kobaia в 1970 г., эта группа представила ценителям
арт-рока не только совершенно новый музыкальный стиль «цойл» («Zeuhl»), но и собственную мифологию, если так можно
выразиться. Kobaia — это некая планета, на которой в будущем люди попытаются
построить новую цивилизацию, когда старая будет умирать в хаосе. Конечно, в
основном тексты Magma
были также на «кобайском». Музыка представляет собой мощный, эмоционально
насыщенный синтез прогрессива и джаза, (Вандер был вдохновлён творчеством
таких людей, как джазмен Джон Колтрейн и известный композитор XIX века Рихард Вагнер) с не менее эмоциональным
вокалом. От первого, наиболее наивного альбома, музыка становилась всё более
самобытной и закрученной и представляет собой огромнейший интерес для всех
любителей арт-рока, причем даже самых
его авангардных форм. Наибольшего расцвета группа достигла на период альбомов
Mekannk Destruktnw Kommandoh(1973 г.) и более приджазованного Attack (1978 г.). Музыканты в составе Magma менялись достаточно часто, что, в общем, не
вредило музыке. Команда породила большое число последователей, в т.ч. и в лице
музыкантов, прошедших её школу (например: Zao, Xaal, Weidorge).
К
сожалению, у нас диски этой уникальной группы найти достаточно тяжело.
Несомненно, Magma — одна из самых мощных и интересных команд Франции.
Полной
противоположностью Magma во всём, кроме страны, разумеется, являются одни из современных
лидеров французской арт-роковой сцены Minimum Vital. Достаточно мягкий прогрессив с сильными
фолковыми (а на ранних работах и слегка джазовыми) веяниями, музыка Minimum Vital (не смотря на название) очень светла и
позитивна, иногда ей даже вполне может подойти определение
"счастливая". Поклонникам стиля Rock in Opposition (RIO) вряд ли стоит тратить время на прослушивание этих французов, и,
должен честно сказать, группа действительно на любителя.
Свой
первый альбом Envol Triangles они выпустили еще в 1985 г.
Упор в
группе делается на мощные клавишные и достаточно своеобразную игру на гитаре
одного из лидеров, Jean-Luc Payssan'a.
Начинать
знакомство с творчеством Minimum Vital лучше с альбома 1990 г. Sarabandes. Кроме того, можно посмотреть часть выступления группы в 1994 на
Фестивале Прогрессивного Рока в Лос-Анджелесе, наравне с самими Halloween (и культовыми шведами Anglagard и Anekdoten, кстати!), а так же на полноценном по
длительности видеоконцерте Les Mondes. Эта продукция опять же выпущена французской компанией Musea.
С
середины 90-х в группе поёт Sonia Nedelec, обладающая очень приятным голосом и внешностью.
Собственно,
на этом наш небольшой экскурс во Французский арт-рок можно и закончить.
Конечно, мы охватили только краешек достаточно большого и вкусного
музыкального пирога, и в одном из ближайших номеров, если всё сложится, мы
расскажем Вам о таких группах, как Tiemko, Drama, Pulsar и т.д. Поверьте, Франция полна сюрпризов!
Сергей
ДЕМЕНТЬЕВ
********* *******
Из всех
перечисленных групп, мне понравились только Mona Lisa и более менее Asia Minor.
Остальное
слушать невозможно. Может из-за того, что везде имеется влияние King Crimson & Van Der Graaf Generator, к которым я отношусь очень и очень прохладно(это мягко сказано, я
их просто ненавижу J)
Но
любителям КС и VDGG эти
группы (особенно Halloween) очень нравятся.
Ну о Magma разговор
особый.
Есть
любители и этого «шедевра»