Большинство любителей прогрессивного

                                            Франкофония

 

                              Статья взята из журнала In Rock #1 2000

 

 

                     Большинство любителей прогрессивного

рока начинали своё знакомство с этим сти­лем музыки с групп-титанов, таких, как Jethro lull, King Crimson, Yes, Genesis, Van Der Graaf Generator, чьи имена наиболее, и вполне заслуженно, известны. Конечно, ав­тор этой статьи не был исключением, и об­щая картина моего увлечения арт-роком рисовалась именно с этих команд.

 

Однако со временем музыки групп, с которых начина­ешь знакомство со стилем, начинает не хватать, и ты бросаешься уже в неизведанные дебри, куда человек, которому эта музыка не интересна по-настоящему, и не сунется. Но эти «дебри» хранят в себе подчас не менее, но даже более интересные группы, чем самые известные «столпы» жанра. Так, весьма быстро мою коллекцию по­полнили High Tide, Lucifers Friend, Camel, Marillion, Gentle Giant, Gryphon, Indian Summer, и многие другие представители этого направления. Однако как только казавшиеся бесконечными неизведанные территории английского прогрессива постепенно были более-менее подробно «нанесены на карту», сразу возник вопрос — а что делать (слушать) дальше? И, как любой меломан, я стал искать группы не только с таких общеизвестных лейблов, как Repertoire, EMI, Virgin, Castle. И тут-то вы­яснилось, что маленькие, независимые современные конторы выпускают огромную массу прекрасного про­грессива, причем, как правило, группы это не англий­ские. В этом номере мы хотели бы немного поделиться с нашими читателями «исследованиями» (очень приятны­ми, надо подчеркнуть) в арт-роке из самой романтичной страны мира — Франции.

 

Как оказалось, Франция подарила меломанам доста­точно большое число групп, игравших (и играющих) вы­сококачественный прог-рок. Выпуском таких команд за­нимается в основном крупный прогрессивный лейбл Musea. Мы постараемся "пробежаться" по самым инте­ресным проектам от начала семидесятых и до наших дней.

 

Одной из самых известных французских групп явля­ется Ange, начавшая свой творческий путь в далёком 1970)r. Ange, ведомая к успеху харизматичным вокалис­том и поэтом Christian Decamps'oM, выпустила свой пер­вый студийный альбом в 1972 г, и назывался он Caricatures.

 Музыка группы представила своеобразный французский вариант слияния музыки Genesis и Van Der Graaf Generator, т.е., это был красивый, грустный (а ино-

гда и достаточно мрачный!), эмоциональный симфо-прог.

Таковой музыка группы оставалась, развиваясь только внутри стиля, почти до конца семидесятых. Да­лее, увы, идёт постепенное «ослабление» музыкального материала, т.е. попадаются как вполне удачные, так и достаточно слабые работы. Кстати, интересная подроб­ность: для французов Christian Decamps приблизительно такая же значимая и культовая личность, как для англи­чан (и россиян :)), к примеру, Питер Хэммилл. Ведь и по­сле распада Ange в начале 90-х он продолжает выпус­кать сольные альбомы.

 

Итак, можно смело рекомендовать читателю к про­слушиванию следующие альбомы этой прекрасной груп­пы: Caricatures (72), Le cimetiere des arlequins (73), Audela Du Delire (74), Emlle Jacotey (75), Pa lesDe  Mandrin(fb). Особенно привлекатёльно смотрятся диски

1973 и 1976 годов.

 

(Маленькая пометка: здесь и далее применяются сравнения с хорошо известными группами — делает­ся это для того, чтобы читатель мог приблизитель­но понять, какую музыку играла(ет) та или иная группа, а отнюдь не с целью намекнуть на вторичность французских команд).

 

Atoll — так называлась еще одна известная группа, выпустившая свой первый альбом в 1974 г. (а существо­вала группа с 1972 г.) с забавным названием Musiciens Magiciens, в прогрессивном русле, отдаленно напоми­нающем Yes, с саксофоном и флейтой в придачу (на них играл приглашенный Laurent Gianez). Что характерно, Atoll является одной из самых агрессивных французских групп. На втором диске L'Araignee Mal (1975 г.) можно отметить не лучший голос вокалиста, порой он даже раз­дражает. К счастью, вокала не много, зато музыка высо­чайшей пробы: это мощный (хотя и не такой напористый, как на первом альбоме) арт-рок с уклоном во фьюжн. А бонус-треком, которые так любит добавлять Musea на свои CD, является чистый джаз-роковый инструментал. На следующем альбоме Tertio (1977 г.) группа продол­жала двигаться в направлении, заданном предыдущим диском 1975 г., но уже с большим уклоном в симфо-прог. Как раз эти два релиза Atoll мы и можем охарактеризовать как лучшие.

 

А вот диск 1979г. Rock Puzzle был явным падением команды. Вещи стали короче, многие явно поп-ориен­тированны. Группа находилась в кризисе. Приблизи­тельно в то же время (конец 70-х) известнейшая арт-роковая личность Джон Уэттон услышал альбом

L 'Araignee Mal и согласился на предложение музыкан­тов стать вокалистом на следующей пластинке. Группа даже засела в студии и записала несколько новых пе­сен, но Уэтона пригласили во всемирно известную поп-артовую группу Asia, и он покинул Atoll. А эти самые, записанные, но так и не ставшие альбомом треки изда­ны всё той же Musea в качестве бонусов на CD Rock Puzzle.

 

В конце 80-х гитарист Christian Beya, единственный из «старого» Atoll'a, реинкарнировал старое название и выпустил два альбома: студийный L 'Ocean (89 г.) и концертный Tokyo, C'est Fini-Live (1990 г.). От ориги­нальной прогрессивной музыки Atoll практически ни­чего не осталось, новый материал представлял собой малоинтересный поп-рок. Так и закончилась история этой интересной французской группы, чуть было не выпустившей альбом с самим Джоном Уэттоном.

 

 

Сагре Diem, выпустившие два диска, несомненно, заслуживают того, чтобы о них узнало как можно больше любителей прогрессива, ибо это одна из силь­нейших и интереснейших групп не только Франции, но и вообще семидесятых в целом.

Первый LP En Regardant Passer Le Temps вышел в 1975 г. Музыка группы представляла собой достаточно жесткий, красивый симфо-прог с саксофоном, флей­той и приятным вокалом. Местами проскальзывает лёг­кий привкус джаза, но это только добавляет ей преле­сти. Второй альбом, Сиеille Le Jour, 1976 года, выдер­жан в этом же русле. Оба релиза настоятельно реко­мендуются к приобретению в коллекцию!

 

Следующей группой, привлекшей наше внимание, является MONA LISA. Начавшая свой путь немного по­зднее Ange, эта команда так же пошла сначала в симфо-проговом русле Genesis. Первый альбом L 'Escapade (74 г.) был выполнен достаточно просто с точки зрения техники, хотя буквально кипел эмоциями. Надо сказать, что Mona Lisa так же (наравне с Ange) может похвастаться одним из лучших вокалистов в арт-роке. Dominique Le Guennec исполнял вокальные пар­тии в драматически-театральной манере Питера Гэбриеля, причем владел своим голосом безупречно. Так что некоторая простота первых двух альбомов группы вполне окупается его прекрасным голосом. Третий но­мерной альбом, Le Petit Violon de Mr. Gregoire (77 г.), представил значительно более сложную музыкальную работу. Начинается диск с красивой грустной инстру­менталки, а заканчивается одноименным эпиком в трёх частях, с красивыми техничными ходами и удивитель­ной игрой голосом Доминика.

Но, так бы и осталась эта группа просто очень качественным «ответвлением» Genesis, если бы не диск 1978 г., Avant Qu'il Ne Soit Trop tard. Совершенно неожиданно группа выдала альбом, представивший удивительную стилевую смесь симфо-прога и уникальной французской же группы Magma, родоночальницы стиля "цойл". Как никогда си­лён и одухотворен голос Доминика, мощный "цойловый" бас и «магмоидные» же хоры во второй вещи, об­щее настроение диска довершают завораживающую картину. Совершенно потрясающая работа, однознач­ный a must have для всех любителей арт-рока! И пусть Вас не смущает то, что поёт Доминик на французском, этот красивый язык донесет все необходимые эмоции и трагизм музыки...

После самого сильного альбома 1978 г. Доминик покидает группу, оставшиеся музыканты выпускают последний релиз, Vers Demain (79), и Mona Lisa распа­дается. В 1998 г. он реинкарнирует имя Mona Lisa, но оставаясь при этом единственным участником ориги­нального состава. Остальные музыканты, помогавшие ему при записи диска L 'ombre et la lumiere, были из другой прогрессивной французской команды Versailles.

Рекомендуем в первую очередь альбомы 1977 и 79гг.

 

В 1979 г. "свет услышал" один из интереснейших альбомов десятилетия — дебютник группы Arachnoid. К сожалению, одноименный LP так и остался единст­венным. Музыка представляла достаточно жесткий авангардный прогрессив, который проще всего будет сравнить с King Crimson периода Larks и Red. Конечно, до самих мэтров жанра Arachnoid не дотягивают, но поверьте, это достаточно интересная, самобытная ра­бота. Жаль, что несколько треков кажутся излишне за­тянутыми. Еще один минус — не очень приятный тембр голоса вокалиста, но поёт он, как и у Atoll, «страдав­ших» тем же недугом, немного, так что в принципе не раздражает.

 

Было бы большим упущением промолчать об одной из самых интересных французских групп, выпустив­ших, как и Сагре Diem, увы, лишь два альбома. Речь идёт о Shylock.

Первый LP, Gialorgues, вышел в свет в 76-м. Музыка на диске представляет собой интереснейшую смесь Genesis и King Crimson, с очень выразительной игрой гитариста, манера которого представляла собой нечто среднее между техникой Стива Хэккета и Роберта Фриппа. (Более того, иногда музыка Shylock напоми­нает такую культовую шведскую группу, как Anglagard, появившуюся, правда, в 90-е!) Как и следующий аль­бом, он полностью инструментальный. Обе пластинки переизданы в цифровом формате на Musea в 96-м. Что касается собственно lie De Fievre (78), то он намного лучше записан, чем дебютная работа, и музыкальный материал на нём определенно более зрелый, хотя оба диска, безусловно, одинаково ценны и интересны. На компактах также добавлены очень интересные бонус-треки.

 

Заканчивались семидесятые. Во всём мире арт-рок постепенно становится элитным стилем музыки, кото­рым интересуется достаточно ограниченный круг слуша­телей. Но что хуже, жанр находится в кризисе. И тем бо­лее странно, что именно во Франции появляется такая группа, как Asia Minor. В команде было четверо музы­кантов: двое французов и двое турок. Первый альбом, выпущенный в 1979 г., называется Crossing the Line. Он представляет собой намного, на мой взгляд, более глу­бокий и интересный симфо-прог, чем у значительно бо­лее известных англичан Camel, музыка коих и наиболее близка к творчеству Asia Minor. Второй альбом, Between Flesh & Divine (1981 г.) представил еще более интерес­ный материал, с обильной флейтой, местами даже не­много «кримзанутыми» моментами, звуками дождя на нескольких треках, и вообще, это безумно грустная и ро­мантичная музыка. А вокалист, поющий на английском, но с сильным акцентом, обладающий очень приятным тембром голоса, только добавляет группе своеобразно­го шарма. Мы рекомендуем оба альбома Asia Minor, не пропустите!

К сожалению, после диска 1981 г. группа распадает­ся, а попытка воссоединиться в конце восьмидесятых ни к чему не приводит.

 

Вторая половина восьмидесятых. Кажется, что прогрессив остался в прошлом десятилетии, что время расцвета этого жанра безвозвратно ушло и никогда больше не придёт новая волна интереса к нему.

 Marillion, факти­чески единственная на тот период более-менее извест­ная английская группа, выпускающая серьёзную музыку (попсовые неопрогеры не в счет), записывает последний с Фишем номерной альбом, из творческого небытия воз­вращаются Jethro lull, совсем не радуя вторичным (при­чем по отношению даже не к своему творчеству, а чуть ли не к Dire Straits!) и слабым диском Crest of a Knave, и это — всё. Англия устало вздыхает, болото..

(Не думаю, что пауза между "Under Wraps" и "Crest..." в три года настолько велика, чтобы назы­вать выход последнего "возвращением из небытия", да и альбом не так уж и слаб вот признали же его лучшим диском в стиле хард-рок/хэви-метал! Impaler).

 

Но в том же 1987 г. записывают свой первый альбом интереснейшие французы Halloween ныне одни из ли­деров прогрессивного движения вообще. LP носит на­звание Part One.

На CD, как и второй альбом, он выйдет только в 1994 г. усилиями всё той же Musea. Что же «сотвори­ли» музыканты? А сыграли они арт-рок высшей пробы, холодную, мрачную, отчасти готическую музыку, с драматическим вокалом, и вполне ей под стать текста­ми. У группы с первого же альбома появляется своё ли­цо, её нельзя с кем-то перепутать. Мощная, красивая скрипка только подчеркивает всю индивидуальность и трагизм композиций. По стилю это все же ближе к нео-прогу, но какому! Несомненный a must have в любую серьезную коллекцию. На втором диске Laz (1989 г.) музыканты представили значительно более заверну­тый (местами слегка «кримзанутый») материал. Длин­ные вещи, качественные аранжировки, эмоциональ­ность, и при этом же некая отстраненность — вот от­личительные черты обоих дисков. Песни исполняются как на английском, так и французском языках. Немно­го не дотягивают оба вокалиста, но в том-то и дело, что здесь голоса только дополняют музыкальные и эмоци­ональные картины, а не играют ведущей роли.

 На тре­тий и последний пока номерной диск 1994 г. была при­глашена вокалистка, ныне занявшая в группе постоян­ное место у микрофонной стойки. Это концептуальный альбом Merlin, повествующий, естественно, о Великом Мерлине. Он полностью франкоязычный, но это никак нельзя считать минусом. Вокалистка обладает прият­ным, мощным, сочным голосом, и не делает музыку «попсовее». В 1998 г. группа выпускает концертник со старыми вещами, а также кавером песни Van Der Graaf Generator "House with no door" (спетым, кстати, этой вокалисткой достаточно неудачно).

Значит, группа "живет", будем надеяться, что скоро они порадуют нас очередным прекрасным диском.

Все три номерных альбома Halloween настоятельно рекомендуем к приобретению.

 

А теперь несколько слов о группе, которая раньше (да и больше, пожалуй) других принесла Франции сла­ву на прогрессивном поприще. Конечно, речь идёт о детище ударника Christian Vander'a, команде Magma.

Образовавшаяся в самом конце 60-х и выпустившая первый альбом Kobaia в 1970 г., эта группа представи­ла ценителям арт-рока не только совершенно новый музыкальный стиль «цойл» («Zeuhl»), но и собствен­ную мифологию, если так можно выразиться. Kobaia — это некая планета, на которой в будущем люди по­пытаются построить новую цивилизацию, когда старая будет умирать в хаосе. Конечно, в основном тексты Magma были также на «кобайском». Музыка представ­ляет собой мощный, эмоционально насыщенный син­тез прогрессива и джаза, (Вандер был вдохновлён творчеством таких людей, как джазмен Джон Колтрейн и известный композитор XIX века Рихард Вагнер) с не менее эмоциональным вокалом. От первого, наи­более наивного альбома, музыка становилась всё бо­лее самобытной и закрученной и представляет собой огромнейший интерес для всех любителей арт-рока, причем даже  самых его авангардных форм. Наи­большего расцвета группа достигла на период альбо­мов Mekannk Destruktnw Kommandoh(1973 г.) и более приджазованного Attack (1978 г.). Музыканты в соста­ве Magma менялись достаточно часто, что, в общем, не вредило музыке. Команда породила большое число последователей, в т.ч. и в лице музыкантов, прошед­ших её школу (например: Zao, Xaal, Weidorge).

К сожалению, у нас диски этой уникальной группы найти достаточно тяжело. Несомненно, Magma — одна из самых мощных и интересных команд Франции.

 

Полной противоположностью Magma во всём, кро­ме страны, разумеется, являются одни из современных лидеров французской арт-роковой сцены Minimum Vital. Достаточно мягкий прогрессив с сильными фолковыми (а на ранних работах и слегка джазовыми) ве­яниями, музыка Minimum Vital (не смотря на название) очень светла и позитивна, иногда ей даже вполне мо­жет подойти определение "счастливая". Поклонникам стиля Rock in Opposition (RIO) вряд ли стоит тратить время на прослушивание этих французов, и, должен честно сказать, группа действительно на любителя.

 

Свой первый альбом Envol Triangles они выпустили еще в 1985 г.

Упор в группе делается на мощные клавишные и до­статочно своеобразную игру на гитаре одного из лиде­ров, Jean-Luc Payssan'a.

Начинать знакомство с творчеством Minimum Vital лучше с альбома 1990 г. Sarabandes. Кроме того, мож­но посмотреть часть выступления группы в 1994 на Фе­стивале Прогрессивного Рока в Лос-Анджелесе, на­равне с самими Halloween (и культовыми шведами Anglagard и Anekdoten, кстати!), а так же на полноцен­ном по длительности видеоконцерте Les Mondes. Эта продукция опять же выпущена французской компани­ей Musea.

С середины 90-х в группе поёт Sonia Nedelec, обла­дающая очень приятным голосом и внешностью.

Собственно, на этом наш небольшой экскурс во Французский арт-рок можно и закончить. Конечно, мы охватили только краешек достаточно большого и вкус­ного музыкального пирога, и в одном из ближайших номеров, если всё сложится, мы расскажем Вам о та­ких группах, как Tiemko, Drama, Pulsar и т.д. Поверьте, Франция полна сюрпризов!

 

Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

 

                                                 *********                      *******

Из всех перечисленных групп, мне понравились только Mona Lisa и более менее Asia Minor.

Остальное слушать невозможно. Может из-за того, что везде имеется влияние King Crimson & Van Der Graaf Generator, к которым я отношусь очень и очень прохладно(это мягко сказано, я их просто ненавижу J)

Но любителям КС и VDGG эти группы (особенно Halloween) очень нравятся.

Ну о Magma  разговор особый.


Есть любители и этого «шедевра»





Обратно на Энциклопедию арт-рока

 



Hosted by uCoz