Kayak. "Кайак".
Страна: Голландия.
Состав исходный:
Ton Scherpenzeel (keyboards),
Johann Slager (guitars),
Max Werlerofzoiets (vocals),
Pirn Koopman (drums),
Cess Van Leeuven (bass).
Впоследствии менялись только басисты: Bert Veldkump, Theo DeJong.
И стилистически, и по художественной ценности, эта голландская группа номер 3 (после Focus и Earth and Fire) располагается между Caravan и Camel. Первым из них порой не хватало ни мелодичности, ни глубины, вторые в достатке владели всеми качествами.
Kayak играли не слишком глубокую музыку, но в мелодичности им отказать было нельзя. Да и клавишные стремительные соло виртуоза Тона Шерпензеля (с 1983 года и по сей день он стал заведующим клавишным отделом в группе своей мечты Camel) накладывали на красивый мелодический рисунок песен группы отпечаток родства с классикой.
Самые подходящие ориентиры для голландцев, которые не скрывали своих симпатий, это Camel образца 1978, 1979, 1982 и даже, в какой-то мере, 1984 года.
Лучший в их творчестве период - это вторая половина замечательных 70-х. В это время Kayak входили в символическую ТОР-20 арт-роковых групп.
Дискография:
"See see sun"-©1973,
"Kayak"-©1974,
"Royal bed bouncer"-©1975,
"The last encore"-© 1976,
"Starlight dancer"-©1977,
phantom of the night"-©1978,
Periscope life"-©1980,
"Merlin"-©1981,
"Eyewitness"-©1982
© Виталий Меньшиков.
| Kayak (Holland) - 2003 - "Merlin - Bard of the Unseen" >
(14 tracks: 69 min; Write On / CD-Maximum)
Line-up:
Альбом:
Kayak's "Merlin: Bard of the Unseen" - на сей день безусловно лучшее "прогрессивное приобретение" CD-Maximum за все годы активности компании и, несомненно, лучший альбом в истории самой группы. Примечательно, что Kayak, пожалуй, единственная команда из старой гвардии, которая достигла творческого пика не в начале своей музыкальной карьеры, а на закате ее, да еще в нынешние времена - не слишком благоприятные для жанра, если не сказать большего. Ton Scherpenzeel, написавший подавляющее большинство музыки и лирики для альбома, включая оркестровые аранжировки, просто гений, герой! Kayak не только не стали добротной пародией на самих себя, как Focus, к примеру (о жалкой пародии, как в случае с Rousseau's "At the Cinema", даже вспоминать не хочется), напротив, они вознеслись к таким высотам, о которых прежде, видимо, и мечтать не могли. Взять "первый" "Merlin" (1981 года) - куда ему до "Bard of the Unseen"! Раньше мне бы и в голову не пришло ставить на "одну доску" Kayak & Camel, к примеру, а теперь я осмелюсь утверждать, что новый альбом Kayak лучше любого из трех альбомов Camel, изданных ими в 1990-х (последнего я не слышал). Более того, в наши дни Kayak превосходят большинство "титанических" групп жанра, работающих до сих пор, и вряд ли во многом уступают даже лидерам - King Crimson & Yes. Тогда как так называемые современные лидеры - Ayreon, Transatlantic и даже Flower Kings - до уровня "новых" Kayak определенно не дотягивают. На альбоме представлен великолепный, оригинальный, по-настоящему интересный классический Симфонический Арт Рок, да еще с оркестром! Здесь замечательно все - пассажи скрипок, гобоев, арф, пиано, акустической гитары и, само собой, партии Рок инструментов. Великолепны как вокалы, так и обширные инструментальные полотна с развернутыми аранжировками, а таковые в наличии на каждом треке альбома. "Merlin - Bard of the Unseen" - уж точно один из десяти лучших альбомов выпущенных всеми "динозаврами" за последние десять лет. Эх, пою дифирамбы, благо, есть за что!