Le Orme - одни из "живых классиков" итальянского арт-рока. Именно их вышедший в 71-м году альбом "Collage" считается первым в Италии произведением в данном жанре, успех которого открыл двери PFM, Banco и многим другим. А новый, вышедший в прошлом году альбом "Element!", показал, что группа и сейчас "живёт и брыкается".
Но зачем пересказывать историю, когда музыканты сами могут ее рассказать? С корреспонденткой дружественного нам бразильского прог-рокового журнала "Musical Box" Adriana Cataldo беседуют басист/вокалист Aldo Tagliapietra и барабанщик Michi Dei Rossi.
Началась история тогда еще бит-группы Le Orme в городке Marghera, что недалеко от Венеции..
Как возникла группа и откуда это название - "Le Orme"?
Aldo: В 66-м наш первый гитарист Нино Смеральди предложил мне собрать группу, чтобы играть свою музыку. Идея мне понравилась. Мы оба тогда были фэнам The Shadows, отсюда и первый вариант названия - "Le Ombre", что значит "Тени" по-итальянски. Однако по здравому размышлению мы поняли, что это слишком уж банально, и остановились на похожем по звучанию "Orme", что значит "отпечатки" или "следы". Наверно, его предложил наш тогдашний басист.
Ваш первый релиз "Ad Gloriam" до сих пор вызывает теплые чувства у многих фэнов. Интересны ли вам самим работы раннего периода спустя 35 лет?
Aldo: Авторство "Ad Gloriam" целиком и полностью принадлежит Нино Смеральди, я в то время почти ничего не сочинял... Однако работа с ним меня многому научила, "Ad Gloriam" - прекрасный альбом, особенно учитывая время его создания. Сейчас мы с него ничего не играем, разве что "Senti L'Estate Che Torna". Недавно я узнал, что David Holmes использовал сэмпл с трэка "Ad Gloriam" на своем диске "Down to The Exit Sign", который поднялся на вершину британского хит-парада. Как видите, некоторые песни не стареют!
Нино Смеральди ушел почти перед переходом группы на лэйбл "Philips". Почему он покинул группу, связано ли это со сменой стиля?
Aldo: Нино хотел радикальных изменений в группе, остальные были
с ним не согласны. С нами уже был клавишник Тони Пальюка, я переключился на бас,
а Миши Деи Росси, отбывавшего воинскую повинность, временно заменял английский
арабанщик Дэйв Бейкер. Слушателям уже полюбилось мое пение фальцетом, Нино же хотел
пригласить в группу певца из Австрии. После "выяснения отношений" Нино ушел, и мы остались
втроем. Дэйв рассказал нам о том. что есть в Англии группа Nice, где тоже трое участников,
а клавишник Кит Эмерсон играет на Хаммонде. Почему бы и нам не попробовать так - подумали мы,
Тони отправился в Милан и вернулся с Хаммондом (и ворохом счетов к оплате). В репертуаре у нас
появились классические пьесы, по аналогии с Nice, - "Blue Rondo a La Turk", "Brandenburgh Concert No 3",
"Carelia Suite", и ТА Мы представили их лэйблу Philips и получили контракт на выпуск "Collage".
Тем временем в Англии Кит Эмерсон ушел из Nice, чтобы образовать ELP...
Когда Philips вас "подписал", у вас уже был готов материал "Collage"? Вообще, насколько популярен был арт-рок
в Италии на тот момент?
Aldo: Да, материал уже был готов.
Мы работали над ним в горах Венеции (Veneto), где нам никто не мешал.
Многие другие итальянские группы тоже были готовы выпускать альбомы,
но только после успеха "Collage" у них тоже появилась эта возможность.
Многие, конечно, не "дожили' даже до второго диска. Иные, такие как Banco,
PFM, Osanna, начали долгую плодотворную карьеру.
Оставались ли в концертном репертуаре ранние вещи после смены лэйбла?
Michi: Нет, ведь стиль полностью изменился! Мы оставили только "Blue Rondo a La Turk", игравшуюся всегда только на "бис". Предрассудок, быть может...
Чьей была идея обложки "Collage"?
Michi: Кого-то с лэйбла. Мы хотели видеть на обложке фото нашего друга Армандо Галло, но оно попало на внутренний разворот. Многие считают, что и к лучшему...
Почему-то многие считают, что в авторском тандеме Тальяпиетра/Пальюка вашими, Альдо, были тексты, а его - музыка. Так ли это?
Aldo: Как раз наоборот!
В 70-х все тексты писал Тони, а музыку,
основные мелодии - я. Роль Миши была тоже очень важна,
так что мы творили скорее как группа, чем как дуэт.
Обычно сначала я брал гитару, играл на ней мотив, подпевая на
"тарабарском" подобии английского. Потом мы все думали над
аранжировками и звучанием. Наконец, Тони заменял мои "тексты"
настоящими. Потом я тоже стал писать тексты, на что стиль Тони,
конечно, очень повлиял, хотя темы песен у меня совсем другие.
Является ли "Uomo di Pezza" концептуальным альбомом? О чем он?
Aldo: Думаю, да. В основном с точки зрения текстов. Как ни странно, в название его говорится о мужчине, а тексты - о женщинах... Есть в этом что-то фрейдистское.
Следующий диск, "Felona e Sorona", стал пиком карьеры группы - концептуальный альбом, сюжет которого - фантастическая история о двух планетах, Фелоне и Сороне, абсолютных антиподах, существовавших благодаря своей непохожести. Но лишь до тех пор, пока вторая планета не решилась стать такой, как первая... Музыка альбома так вдохновила Питера Хэммилла, что он написал английские тексты, в результате альбом вышел в двух версиях - итало- и англоязычной (на Charisma Records). Это, правда, был последний опыт Le Orme no завоеванию англоязычного рынка.
Как шла работа над "Felona e Sorona"? Что было первым - сюжет или музыка? Что вдохновляло вас?
Aldo: Сначала была готова первая часть опуса, мы исполняли её на концертах с черновым английским вариантом текстов. С нами в турне был Питер Хэммилл, которому очень понравилась эта вещь, и он сказал, что если когда-нибудь мы решим записать английскую версию, то он может помочь нам, сочинив стихи. Идея "двух планет", кажется, принадлежит ему, но точно вспомнить не берусь.
Дэвид Джексон, саксофонист VdGG, вспоминает, что он чуть было не принял участие в той записи. Но в итоге перезаписанным оказался только вокал. Что же произошло?
Aldo: Решив записать английскую версию "Felona e Sorona", мы отправились в студию Trident в Лондоне. Питер Хэммилл помогал нам справиться с тонкостями английского произношения, он, же предложил, чтобы Дэйв записался с нами. "Давайте попробуем!", - решили мы, и Джексон прописал свои партии. Однако позже мы, не без влияния нашего продюсера, решили отказаться от саксофона. Дэйв - музыкант со своим ярким лицом, и его участие могло сделать новую версию совершенно непохожей на оригинал, который уже был успешным (получил "золото" в Италии). Честно говоря, Питер и Дэйв были разочарованы, но что поделаешь... Недавно я обсуждал эту историю с Хэммиллом, и мы решили, что дружба важнее, чем такого рода невольные грубости. Но тогда мы были юными и уверенными в своей правоте. Сейчас, конечно, я был бы обеими руками за то, чтобы оставить на альбоме саксофон Дэвида.
Затем Le Orme выпускают "артовый" "Contrappunti", который публика сочла слишком "холодным". Музыканты решают слегка сменить стиль. Идея ввести в состав гитариста принадлежала Польюке, которого критиковали за то, что его клавишные слишком уж доминируют в саунде группы...
"Smogmagica" очень сильно отличается от "Contrappunti". Вам наскучил формат трио или вы почувствали вялую реакцию слушателей на "Contrappunti"?
Michi: И то, и другое. Мы стали слишком сложными. Всем хотелось перемен, новых испытаний, и казалось, что все это достижимо с приходом гитариста Толо Мартона.
Какова была его роль в группе и почему он ушел, не дождавшись даже релиза альбома?
Aldo: Толо был лучшим блюз-роковым гитаристом в округе, и он сразу принял наше приглашение. Мы прилетели в Лос-Анджелес, думая, что вдохновение придет к нам уже там, но все, что родилось там - "Amico di leri" и, может, еще вещь-другая. Остальные написаны в Италии. Толо сочинил три-четыре песни, которые мне казались неподходящими для группы, но они тоже попали на альбом. А когда диск был готов, Толо внезапно передумал, решив "вернуться к корням", и ушел из группы. Мы отчаянно искали замену и нашли её в лице талантливого молодого гитариста Германо Серафина.
Что вы сейчас думаете о "Smogmagica"?
Aldo: Альбом адекватен, с одной "жемчужиной" - "Amico di leri". Мы до сих пор играем её на концертах. Гитара Толо превосходна, но её там, наверно, слишком много.
После неудавшейся попытки совместной работы с Вангелисом Le Orme выпускают "Verita Nascoste" и "Storia о Leggenda", в которых продолжился отход от арта к простому мелодичному поп-року. А следующие два диска стали... акустическими.
"Storia о Leggenda" - альбом с необычным, меланхоличным настроением... Возврат к раннему Le Orme?
Michi: Этот диск вдохновлен парижскими впечатлениями... Много красивейших вещей, большинство из которых и создавались в Париже. После него мы решили заняться акустическими инструментами и немного отдохнуть. Пауза продлилась до 79 года, когда был записан "Florian".
Вы говорили, что "Storia о Leggenda" - один из любимых ваших дисков. Что же заставило вас снова сменить стиль на "Florian"?
Michi: Мы не говорили, что этот диск - лучший, хотя он явно один из самых вдохновенных... Может, потому, что мы чувствовали какую-то ностальгию, ощущали, что времена меняются, и что совсем близко пришествие "штатовского" диско, молодежь скоро станет иной, придет другое поколение, которое вряд ли будет столь же любить нашу музыку. Вопреки всему этому мы с головой ушли в акустический проект "Florian". Он не принес нам много денег, но мы завоевали важный приз критиков - "Prize of the Discographic Critic". К сожалению, в группе назревал кризис, и после "Piccola Rapsodia dell'Ape" мы распались, чтобы собраться снова только в 85-м.
В период между "Vernerdi" (1982) и началом 90-х группа выпустила всего один диск ("Orme", 1990) и сингл.
Отчего эти 14 лет были так скудны на творчество?
Aldo: Восьмидесятые и первая половина 90-х были очень трудны для нас и таких, как мы, скажем, для Banco. В Италии наша музыка никого не интересовала, надо было думать, как сводить концы с концами... Нас приглашали выступить всего два раза - на фестивале в Сан-Ремо с вещами "Marinai" (1982) и "Dimmi Che Cos'e" (1987). И мы ушли от прогрессив-рока, жанра, на тот момент в Италии попросту вымершего. Затем появилась возможность выпустить альбом "Orme" - в 1990-м. Мы сочинили хорошие, красивые вещи, но в них не было духа поиска и эксперимента, всегда присущего группе. Было напечатано всего 20 тысяч копий, и всё снова остановилось. К тому же в то время Тони Пальюка начал работать над сольным альбомом и вскоре ушел из группы.
Почему это случилось?
Aldo: Как когда-то Нино, он захотел вести нас туда, куда хотелось ему, а остальные не согласились. Но, может, дело и не в этом. Когда магия уходит, практически невозможно что-то исправить. Случилось так, что он стал препятствием на пути. Тормозом в гонке.
В 96-м вы снова вернулись, на этот раз с двумя клавишниками...
Aldo: Теперь, с двумя клавишниками, Le Orme снова "на коне"! Мишель Бон - один из лучших итальянских музыкантов, а Андреа Бассато, заменивший Франческо Сартори четыре года назад - человек с потрясающим чувством музыки. Без преувеличения, это лучший состав группы, и "Elernenti" - тому подтверждение.
Каково участие музыкантов группы в "Element!"?
Michi: Альбом - коллективное творение. Если смотреть, каков вклад каждого, то думаю, это - 25%, как и на предыдущем, "Il Fiume".
Что ждет Le Orme в будущем?
Aldo: Давненько я не строил каких-то долговременных планов. Коль скоро эти два альбома принесли нам удачу, мы будем записывать новые. Сейчас нам предстоят концерты в Аргентине, Бразилии и Мексике, а затем - передышка, ведь мы целых пять лет трудимся, пора бы и отдохнуть. Жизнь - как музыка, в ней есть ноты и есть паузы...
Перевод - МИХAИЛ ВЛАДИМИРСКИЙ.
Interview by Rodrigo Araujo and Adriana Cataldo (Le Orme non-official site, http://www.leorme.cjb.net). This interview was originally published in the Musical Box Magazine #3: http://www.musical-box.org.
Благодарим Родриго Вернека (Rodrigo Werneck) за помощь в подготовке материала.