A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-10 |

 






Обратно на Энциклопедию арт-рока
Обложки CD/Cd Covers



Интервью с ПАТРИКОМ МОРАЗОМ


Декабрь 2000



- Какие клавишные инструменты ты предпочитаешь - фортепьяно, орган или синтезаторы - муг, меллотрон?

Хотя на самом деле я начинал играть на скрипке, в качестве основного инструмента все же предпочитаю фортепьяно. Мне нравятся клавесин и церковный орган и, конечно же, я люблю всяческие синтезаторы - как аналоговые, так и дигитальные - и разные ударные инструменты - в добавку к обожаемому мной альпийскому рожку и трубе. Но ничто не сравнится с органом "Хаммонд" и подлинным синтезатором "Муг" или, более того, настоящим "Оберхаймом". Играя на меллотроне, я использовал записи спецэффектов со всех своих альбомов (в меллотроне используются ленты с записью четырех инструментов, "смешивающиеся" при воспроизведении, - эдакий супермагнитофон, - Дм.М.Э.) и проигрывал их на концертах и различных записях в качестве готовых аналоговых сэмплеров. Мне нравилось проигрывать их, они придавали музыке некоторую оригинальную пунктуацию.

- Кто оказал на тебя как на музыканта наибольшее влияние?

Думаю, что более всего на меня повлиял Джон Колтрейн, а также Джими Хендрикс, Элвин Джонс, Бад Пауэлл, Телониус Монк, Махалия Джексон, Рави Шнакар, Арт Тейтем, Клиффорд Браун, Эрик Долфи, Оскар Петерсон, Джон Льюис, Билл Эванс, Иегуди Менухин, МакКой Тайнер, THE BEATLES, Джимми Смит, Кит Джаррет, Глен Гульд, Альдо Чиккоилини, Джорджи Чиффра, Дину Липатти и Клара Хаскил, с которой я работал будучи ребенком.

- Как тебе вспоминаются выступления перед такими гениями, как Телониус Монк и Джон Колтрейн.

О волшебных мгновениях своей жизни, проведенных в компании этих гениев, я сохранил очень глубокие, одухотворяющие и сильные воспоминания на разных уровнях "духовной связи". Их музыка всегда меня привлекала и влияла на меня.

- Тяжело ли было швейцарцу пробиться на рок-сцену, на которой преобладают англо-американцы?

Невообразимо тяжело - особенно по части иммиграционных законов и постановлений Союза музыкантов, не говоря уже о разрешению на работу и особых визах. Также поначалу было трудно и из-за языкового барьера. К счастью, с помощью универсального языка музыки стало возможным навести "мосты безмолвия", волшебные тропинки, ведущие через неизведанные земли административной и правительственной юриспруденции. С тех пор как я выучил английский и множество других языков, положение в какой-то мере улучшилось.

- Кого ты считаешь своими соперниками на рок-сцене?

Таковых не имеется!

- Ты изучал бразильскую музыку - как и Стив Хаккетт. Что ты думаешь о его альбоме "Till We Have Faces"? Не возникало ли у тебя мысли о совместной работе?

Да, я имел дело с музыкальной сценой Бразилии и записал в этой стране несколько своих сольных альбомов - "The Story of i", "Out in the Sun" и "Patrick Moraz/Primitivisation". У меня была своя группа: шестнадцать перкуссионистов и клавишные, и я принимал активное участие в записях и концертах. Я встречал Стива Хаккетта, когда он приезжал в Рио-де-Жанейро с GENESIS. Потом уже были разговоры о том, чтобы сделать что-нибудь в GTR вместе с ним и Стивом Хау, но по некоторым причинам так ничего и не вышло. В конце концов я присоединился к THE MOODY BLUES.

- Как поклонники реагировали на то, что ты занял место Рика Уэйкмана?

Я не занимал место Уэйкмана, хотя использовалось именно эта фигура речи. Как бы то ни было, и поклонники, и критики приняли меня весьма тепло, и я чувствовал, как положительно они реагируют на мою игру и вклад в музыку YES.

- Не было ли это похоже на ситуацию с REFUGEE - THE NICE без Кита Эмерсона?

Почти, но не совсем. THE NICE распались более чем за три года до того, как мы создали REFUGEE. К тому же, в REFUGEE мы играли целиком оригинальную музыку, сочиненную мною для этой группы. Так что мне не нужно было копировать или воспроизводить партии, записанные до меня.
Единственное, что связывало меня с THE NICE, - то, что я играл с той же ритм-секцией, Ли Джексоном и Брайаном Дэвисоном, великолепными музыкантами и шоуменами, вносившими свой вклад в группу. У меня сохранились отличные воспоминания о REFUGEE.

- А что за музыку играли REFUGEE и MAINHORSE?

Обе группы исполняли прогрессивный рок, и хотя музыка, в основном, базировалась на моих сочинениях, конечный результат был по-настоящеиу коллективным творением, особенно по части аранжировок.
Обе команды, MAINHORSE и REFUGEE, были одного толка, однако в MAINHORSE присутствовал лидер-гитарист, что существенно сказывалось на общем звучании. В MAINHORSE также мы уделяли больше внимания вокальным аранжировкам. Но, по сути, музыка в обоих коллективах была моя.

- Был ли ты знаком с Уэйкманом до того, как присоединился к YES? Каковы ваши отношения?

До своего прихода в YES я Рика не встречал. Хотя встречал других членов колектива - Тони Кея, Питера Бэнкса, Джона Андерсона, Криса Скуайра и Билла Бруфорда.
С Риком мы повстречались уже в восьмидесятые в пригороде Лондона, мы даже играли на одной сцене и джемовали на пару во Флориде в сентябре 1991 года и в мае 1992-го, когда нас пригласили принять участие в нескольких благотворительных концертах в пользу фонда "Дайте слово детям".

- Как ты попал в YES - я имею в виду, через менеджмент или на основе личных контактов?

И так, и этак. И через личный контакт с Джоном Андерсоном, с которым меня связали мой близкий друг великолепнейший гитарист Рэй Гомез и основной журналист музыкальной газеты "Melody Maker" Крис Уэлч, и по просьбе Брайана Лейна, в то время - менеджера YES. А потом уже и по просьбе всей группы. Судя по всему, меня выбрали единогласно, так что предложение последовало практически незамедлительно. На следующий день после того, как мы впервые сыграли вместе, мне позвонили, сообщив, что я принят как бы на полставки, и попросили немедленно прибыть!
В глубине души я тогда не был уверен, что хочу присоединиться к YES, так как был сильно занят сочинением музыки к кинофильмам (как раз в то время я работал сразу над двумя лентами, в одной из которых снимался мой друг Жерар Депардье), к тому же, я все еще был связан контрактом с REFUGEE. Хотя мы уже уже находились на грани распада, нам еще нужно было отыграть несколько концертов для раскрутки нашего первого и единственного одноименного альбома "Refugee", который за пару недель до того попал на 28-ю позицию британского музыкального хит-парада в "Melody Maker" и все еще продолжал подниматься.

- "Relayer" - просто великолепная работа. Однако не кажется ли тебе, что тебе дали меньше пространства нежели Рику и что на альбоме преобладает гитара Стива Хау?

Когда мы приступили к записи "Relayer", музыка уже была частично написана и отрепетирована Крисом, Джоном, Стивом и Аланом. Я внес свою посильную лепту в общую картину. Однако не секрет, что Стив по всему альбому использовал максимальное количество дорожек для своих многочисленных наложений - за исключением тех редких фрагментов, где гитары нет вообще.

Все композиции этого альбома подписаны всеми членами YES. С кем в основном сочинял ты и кто тебе был ближе всего?

Мы все участвовали в сочинении и окончательных аранжировках, пусть даже песни как таковые были изначально написаны по большей части Джоном и в некоторых случаях Стивом.
Мне было особенно по душе работать с Джоном и Крисом. Алан всегда привносил отличные идеи по части ритма. И все время, проведенное мною в YES, я много сотрудничал со Стивом.

- Ты покинул YES в процессе создания материала для следующего диска, "Going For The One". Что из написанного до твоего ухода попало на эту пластинку?

Нами совместно написана достаточно большая доля материала, вошедшего в "Foing For The One", - "Awaken", "Wondrous Stories" и даже "Parallels", в которую я внес больше, чем кто-либо из членов коллектива. За два года, предшествоваших записи "Going For The One", я внес достаточно много идей и предложений, касавшихся группы и ее звучания. Тот факт, что я не был указан в качестве автора песен, отнюдь не значит, что я не сочинял для ансамбля. В качестве члена команды я сочинял столько, сколько было в моих силах, столько, сколько мне позволяли сочинять остальные.

- Ты был вынужден уйти или же вы расстались полюбовно?

К сожалению, меня вынудили уйти. Однако, пусть даже в то время разрыв был обставлен так, чтобы не выглядеть недружелюбным, я сильно, серьезно пострадал. Столь внезапная просьба покинуть коллектив вылилась для меня в кучу неприятностей и волнений. На самом деле мне так ничего и не компенсировали. Мне не заплатили за мое участие в невероятно успешном и продолжительном туре YES 1976 года, состоявшем из 65 концертов, многие из которых проходили при полных залах и аудитории, превышающей 100 тысяч человек. А ведь мне как члену коллектива причиталось 20 процентов от всех доходов ансамбля.
Мне не хотелось бы заострять внимание на негативных моментах, однако я могу тебе сказать, что в то время, в ноябре 1976-го, у меня не было абсолютно никакого желания уходить из YES. На тот момент мы только-только закончили самый грандиозный из туров YES, "Bicentennial Tour", громадные, неимоверно успешные гастроли. Отчего-то было принято решение ехать записывать то, что вылилось в альбом "Going For The One" в мою родную страну, Швейцарию. Мы усиленно сочиняли, развивали и репетировали в течение 1976 года - начав и того раньше. У меня не было никакого повода хотеть бросить группу! Много позже я понял, что в то время в городе уже был и Рик со своей командой, - а я все еще был в ансамбле, все еще был частью YES.
Вдобавок ко всему, я очутился в весьма сложном и тяжелом положении, оказавшись на улице с дочерью, которой тогда был только месяц, и ее матерью без транспорта и каких бы то ни было средств к существованию посреди холодной швейцарской зимы. Борьба за существование, за выживание выглядела очень сюрреалистичной.

- Расскажи немного, пожалуйста, о своей работе на сольных альбомах Хау.

В самом начале 1975-го, когда мы обсудили идею о том, чтобы каждый из нас выпустил по сольному альбому, Стив спросил, не хочу ли я принять участие в его диске "Beginnings". Я ответил: "Разумеется, с радостью!" Тогда он дал мне ленту с несколькими нотами, попросив меня сделать аранжировку и оркестровку в духе Вивальди. Пообещав приложить к этому все усилия, я приступил к работе, которая заняла около трех недель. Когда я проиграл Стиву демонстрационную запись и показал, все, что сделал, с композицией "Beginnings", он мгновенно влюбился в нее и сказал, что так ее и запишет. Что он и сделал. Я также сыграл на клавесине в еще нескольких композициях этого альбома.
Кроме того, во время записи я дирижировал камерных оркестром. Разумеется, моя аранжировка совершенно не походила на Вивальди, она была по-своему индивидуальна и уникальна. Стив - я хорошо помню это мгновение - был практически в шоке и в то же время счастливо удивлен тем, что я сделал полную аранжировку в этом духе и моментально решил использовать ее без малейших изменений.
Мы записали целую сессию, Стив играл на акустической гитаре. Параллельно со своими финальными клавесинными партиями я дирижировал оркестром, Стив же позже перезаписал свои гитарные партии. Потом еще сняли и видео.

С Биллом Бруфордом ты познакомился благодаря этой работе?

Я был мимолетно знаком с Биллом еще до его ухода из YES, в 1968-м. (Билл ушел в начале 1972-го.) Но намного лучше я его узнал во время записи сольного альбома Криса - по-настоящему мы впервые сыграли вместе в начале 1976 года. Потом мы снова встретились в 1983-м, когда жили в одной деревне, - тогда мы и обсудили акустический дуэт фортепьяно и барабанов.
Так и родился проект MORAZ-BRUFORD, выпустивший два альбома: "Music for Piano & Drums" и "Flags". Летом 1983 года мы гастролировали по Штатам и Канаде, в 1984-м играли в Англии, Европе, Канаде и США, в 1985-м - в Японии, Европе и снова в Канаде и Штатах. Наш последний концерт в качестве MORAZ-BRUDORD состоялся 30 сентября 1985 года в Нью=Йорке, в "Town Hall". Представление было аншлаговым.

- Похоже, у каждой твоей сольной работы имеется собственная концепция. Не мог ли бы ты обрисовать парочку тем?

"Story Of i" представляет собой аллегорию жизни и после-жизни. Действие происходит в некой среде с намеком на виртуальность. Однако, если игры, в которых мы принимаем несколько искусственное участие, используют технологии выходящие за рамки того, что сейчас именуется "дигитальным" и "виртуальным", то эмоции наши - весьма реальны, а чувства - определенно человеческие.
Мой третий альбом, названный просто "Patrick Moraz" (требование компании грамзаписи), использует концепцию "Примитивизм и цивилизация". Он повествует о гармонии примитивов, их борьбе за выживание, появлении мира машин, влиянии роботизации на мир людей. На помощь людям прилетают инопланетяне, пытающиеся спасти человечество, возродить надежду на потенциальное сосуществование обоих миров на планете Земля. Изначально названный придуманным мною неологизмом "Primitivization" альбом задумывался как балет, в него наряду с акустическими клавишными и электронными синтезаторами, вокодерами и голосом вошли записи ударных инструментов разных культур.

- Какова основная тема "i"? Мне кажется, ты был увлечен трудами экзистенциалистов, не так ли?

Вдохновление написать "The Story Of i" пришло ко мне, когда я поднимался в лифте в одном из американских отелей-новостроек. Это было словно озарение, мгновенно стало ясно, что это и есть аллегория жизни как таковой. Я задумался о том, чтобы представить абстрактный и духовный поток сознания в виде конкретной истории, чего-то, вроде фантастического рассказа со множеством символических текстовых фрагментов и метафор, со своими собственными ритуалами, играми и уставами и безграничными интерактивными ситуациями. И при этом - не упускать из виду надежду, вечный свет. Это должно было быть нечто вроде современного поиска вечно ускользающего Святого Грааля. Для первого концептуального альбома задача представлялась сложной - она оказалась еще более тяжелой с течением времени. Впрочем, изначальная идея настолько укоренилась, что работа росла практически в геометрической прогрессии. Все фрагменты в нужное время встали на свои места - пускай даже для этого понадобилось несколько месяцев.
Мне следовало сказать "почти в нужное время"... Ближе к концу записи и во время микширования возникли некоторые проблемы со временем и нестыкующимися расписаниями. Но даже эмблема альбома явилась мне как "откровение" во время одного из наиболее духовных видений.
Что касается подхода к записи "Story Of i", то - в отличие от прочих моих пластинок - здесь, прежде всего, присутствовали другое чувство и иные эмоции. Все чувства были обострены - даже чувство юмора! Для того, чтобы дойти до "глубин своих мыслей", я должен был задействовать различные уровни сознания, различные уровни познания, различные механизмы творчества, спонтанность, умение импровизировать и сочинять "в реальном времени", память, способность играть - или не играть - с другими музыкантами, взаимодействовать с другими людьми, использовать психоакустику, инструменты, технологию, географическое расположение, погоду и так далее.
Под "сочиненинием в реальном времени" я подразумеваю то, что альбом "The Story Of i" сочинялся, аранжировывался, оркестровывался, записывался и продюсировался на протяжении более четырех месяцев, в то время как "Future Memories. Live on TV, Vol.1" был написан моментально и сыгран как сольное представление, записанное, снятое на видео, смикшированное и спродюсированное за один день.

- Не кажется ли тебе, что в сюжете альбома есть нечто общее с "Hotel California" THE EAGLES - особенно если учесть, что обе пластинки вышли в 1976 году?

О, я думал, что "Hotel California" появился в 1978-м! Точно могу сказать, что материал "Story Of i" был записан по большей части в 1975 году, а некоторые композиции были созданы и того раньше - в 1973-м и 1974-м.

- Большинство твоих альбомов не существует на компакт-дисках. Ты собираешься переиздавать их?

Мне бы очень этого хотелось. Если бы их удалось ремастировать и оцифровать - а то и ремикшировать, - это было бы просто идеально. Мне бы хотелось собрать все свои альбомы под одной "крышей". В любом случае, я владею правами на все свои работы, все они зарегистрированы на мое имя, так что их переиздание - всего лишь дело времени (и, конечно, денег).

Насколько мне известно, ты вошел в состав THE MOODY BLUES летом 1978 года. Почему прошло так много времени - почти три года - прежде, чем вышла пластинка "Long Distance Voyager"?

К THE MOODY BLUES я присоединился во второй половине 1978-го, и в ноябре того же года мы отправились на гастроли. Турне закончилось в начале лета 1979 года. В конце лета мы с Рэем Томасом и Грэмом Эджем начали готовиться к записи, однако возможности приступить к работе я не мог до февраля 1980-го, так как в то время я ездил в Бразилию, записывал в Швейцарии сразу два сольных альбома, "Coexistance" и "Future Memories", сочинял музыку для кино и телешоу (режиссером шоу "Le Chemin Perdu" была моя сестра Патриция Мораз). Когда же с небольшими перерывами мы стали записываться, нам потребовался почти год для того, чтобы альбом окончательно спродюсировать и подготовить к выходу.

- Когда ты ушел из MOODIES, они стали играть без клавишных. Им нравилось подобное звучание и они попросили тебя уйти или же звучание стало таким как раз в результате твоего ухода?

Понятия не имею! Так как я больше не входил в группу, мне нечего сказать об этом. Я так понимаю, что, дабы заменить меня, они взяли двух клавишников, еще одного барабанщика до пары к тому, что был, двух или трех вокалистов и целый симфонический оркестр, который исполнял партии меллотрона?

- Ты играл с Альфонсом Моузоном, Энди Ньюмарком и еще несколькими великими джазовыми барабанщиками. Ты считаешь лучшим Билла Бруфорда - если уж ты записал с ним целых два диска?

Билл - прекрасный дисциплинированный барабанщик, хотя и немного зажатый, в то время как другие барабанщики, с которыми я играл и записывался - такие, как Альфонс Моузон, Ричи Моралес, Джон и Чад Уэкерманы и гениальные Джейкоб Армен и Ронни Чаго, к примеру, - не тольео дисциплинированы, но и очень свободны и могут сыграть практически все, что угодно. Во всех этих парнях намного больше джаза, свинга, фанка, рока и мощи. Когда под названием MORAZ-BRUFORD мы записывали свой второй альбом, "Flags", большинство своих партий Билл записывал, хронометрируя, накладывая свои партии на мои первоначальные композиции.

- Ты принимал участие в записи альбома "Steinway To Heaven", на котором отметились лучшие рок-пианисты. Ты встречал остальных во время записи? Почему ты выбрал именно "Воинственный полонез" Шопена?

Во время записи своего фрагмента, которая состоялась 19 января 1996 года в студии "Mad Hatter" в Лос-Анджелесе, я остальных не встречал. Однако с большинством из них я знаком лично, мы дружим, и со многими вместе джемовали - с Брайаном Оджером, Китом Эмерсоном, Риком Уэйкманом. Джорданом Рудессом и даже Дэвидом Брайаном.
А Шопеновский полонез ля мажор я выбрал потому, что мой отец, который давным-давно работал с Падеревским, вечно мне рассказывал запавшие ему в память истории о великлм польском пианисте. Кроме того, мы с записывающей компанией убедились, что больше никто эту пьесу для альбом не готовит.

- Ты сочинил звуковые дорожки ко приличному количеству фильмов. Какие из них - я имею в виду и фильмы, и твои работы, - на твой взгляд, наиболее удачны?

Да, я написал достаточно музыки для кино, документальных фильмов и даже рекламных роликов - мне это дело очень по душе. Однако всякий раз все по-другому, пусть даже сочинительский процесс практически одинаков. Давай-ка я поясню. Для кинофильма или любого другого саундтрека конечный результат всегда функционален. Композитор должен созадть функциональные чувства, привязанные к роли и бюджету. В этом-то и заключается разница. Когда музыкант или композитор пишет для альбома, априори не имеющего иной функции кроме простого выражения своей души в форме искусства, вдохновение приходит в основном изнутри, из глубины, в противоположность внешним источникам вдохновения - таким, как сценарий. В "нефункциональной" ситуации вполне может присутствовать воображаемый сценарий. В функциональной же, даже если сценарий выдуман, сцены вполне реальны, и музыка должна подходить к этой "реальности". Конечно, всегда есть возможность сочинять музыку до того, как фильм снят, - я много раз так и поступал, когда только начинал, и по большей части в Европе. Я работал с режиссерами Аленом Таннером("La Salamandre", "Le Milieu du Monde"), Клодом Гореттой (фильм "The Invitation", получивший Гран-При в Каннах) и другими.
При любом раскладе, пусть я и не писал музыку к кино с 1991 года, я считаю это очень интересным занятием - особенно с новыми технологиями - и определенно хочу сочинить еще несколько звуковых дорожек. Рано или поздно это произойдет.

- Самым успешным в коммерческом отношении была "Дикая орхидея" или "Хищник"? Работая над звуковыми дорожками, ты встречал Арнольда Шварценеггера или Мики Рурка?

Что касается "Хищника" и "Дикой орхидеи", я сделал только несколько предварительных набросков. Я не писал окончательные партитуры.
Со Шварценеггером я встречался, это да - в мае 1986-го я выезжал на местность, в Мексику, когда снимались сцены в джунглях. В рекламных целях нас вместе пару раз сфотографировали в декорациях. На мой взгляд, "Хищник" снискал больший успех, нежели "Дикая орхидея". По поводу же последнего - мы с Мики Рурком встречались еще до начала съемок, у меня тогда были также встречи с продюсерами и режиссером.

- Есть ли у тебя планы в будущем поработать с известными артистами или коллективами или же ты предпочитаешь сконцентрироваться на собственном творчестве?

Ты имеешь в виду, собираюсь ли я присоединиться к N'SYNC, BACKSTREET BOYS или аккомпанирующим группам Бритни Спирс или Шенайи Туэйн, намерен ли я поработать с Мадонной над ее следующим альбомом, планирую ли я совместно сочинить и исполнить пару песен с Дэвидом Боуи, Филом Коллинзом, Стингом, Питером Гейбриэлом или даже отправиться на гастроли с U2? Ну, кто знает - ничего невозможного нет. Однако на данный момент я сосредоточился на собственных проектах и парочке новых работ для нескольких симфонических оркестров и хоров. В самом же ближайшем будущем в дополнение к альбому "Resonance", я собираюсь выпустить еще одну чисто фортепианную программу под названием "E.S.P." ("Etudes, Sonatas & Preludes"), а также очередной электро-этнический диск, который я заканчиваю в момент нашего с тобой разговора, - "A Way To Freedom", так что за свежей информацией можно следить на сайте www.patrickmoraz.com.
Благодарю за интересные вопросы и передаю наилучшие пожелания всем твоим читателям. Я надеюсь в один прекрасный день гастролировать и в ваших краях!

Дмитрий М. ЭПШТЕЙН



Обратно на Энциклопедию арт-рока
На Главную
Форум
в закрытом режиме
My catalogue CD, to look
New CD
Здесь, новые поступления дисков
Гостевая Книга/guest book

E-mail: click here(жми здесь, чтобы написать мне)


************************************************************

****************************************************

Hosted by uCoz