Дата публикации: 08.2003
Прислал: Виктор Мамонтов
Источник: Hatross #2, 2003
Звезда по имени Symphony X зажглась под небосводом американского города
Нью-Джерси в 1994 г., но то, что она засияет так ярко, знали не многие,
точнее, всего лишь один человек - виртуозный гитарист и главный "Мистер
Икс" Майкл Ромео. Шесть студийных альбомов, собственное легко узнаваемое
звучание, контракты с крупнейшими лэйблами мира (Zero Corporation -
Япония, Inside Out - Европа (Германия), Metal Blade - США), а главное
- бесчисленная армия фанатов. Но это было после…
Вначале, как известно, было Слово. И слово, всякий знает, было: БОГ.
Не бросаясь в пространственные изыскания Майкл, еще будучи ребенком,
приходит к пониманию того, что его Бог - Музыка. Как следствие: годы
отданные музыкальному образованию (музыкальная школа по классу фортепиано),
любовь к классической музыке, первая электрогитара и самостоятельное
ее изучение, "проба пера" в ряде андеграундных групп, последняя
из которых - Gemini, а затем и сольная работа… Ничего нового. Тысячи
начинающих музыкантов выбирают этот путь, но только единицы возносятся
под небосвод, ввысь к вожделенному Музыкальному Олимпу.
Уже первый сольный, полностью инструментальный, альбом "Dark Chapter"
(1994) подтвердил не только правильность выбранной дороги, но и - направления.
Гитарная техника Ромео уже тогда сквозила индивидуальностью, продиравшейся
сквозь устоявшиеся штампы "мальмстиноидности" подобной музыки.
Музыки, основанной на классике и, опять же, классической, но уже хардовой,
гитаре Ричи Блэкмора. "Ингви замечательный гитарист с присущей
только ему манерой звукоизвлечения, - говорит Майкл. - Возможно, у нас
есть что-то общее, но все же большее влияние на меня как на гитариста
оказали Эл ДиМеола и Рэнди Роудс". Альбом, на ура воспринятый критиками
и меломанами, по сути, явился основой создания полноценной группы. "Меня
не раз посещала мысль создать собственную группу, - делится Ромео, но
только записав сольный альбом, я понял, какую музыку хочу играть и каким
образом можно реализовать свои задумки." И впрямь, слушая "Dark
Chapter", понимаешь, что именно Майкл Ромео заложил основы этой,
ныне культовой в среде prog-metal, команды. Хотя его сольная работа
несколько проще, но основана на тех же ритмических структурах, жестких
риффах, скоростных и не очень, красивых соло с замечательным звукоизвлечением,
когда слышишь каждую ноту. Майк отписал партии всех инструментов и лишь
в "Paganini - Concerto In B Minor" (авторство Паганини) на
клавиши пригласил коллегу по Symphony X Майкла Пинеллу. Ясное дело,
тут уж с гитарой надо было в грязь лицом не пасть, дабы не посрамить
великого струнного Мастера Никколо. "The Dark Chapter", в
соответствии со своим названием, создает довольно мрачное настроение,
несмотря на возвышенность музыки. Чуток режут ухо электронные барабаны,
зато всё остальное - на высоте, мастерски и красиво. Не стану вдаваться
в подробности, композиционно диск производит очень цельное впечатление
и достоин почетного места в коллекции любителя прогрессивного металла.
Взяв быка за рога, Ромео, не долго думая, сильнейшим ударом (в виде
первого полноформатника), сбивает его с копыт, а мощная возвратная волна
напрочь сносит "крыши" японским металхэдам. Выход одноименного
альбома относится к тем временам, когда имя Symphony X вряд ли что-то
говорило широкому кругу меломанов в Европе и, как это ни парадоксально,
в родных, но столь неприветливых Штатах. А вот япошки, раскрыв свои
глазки чуть пошире, сумели разглядеть зерно безмерного таланта и живенько
заключили с молодой и весьма перспективной командой выгодный контракт.
Zero Corporation впоследствии стойко несли нелегкое бремя, поглощения
непрекращающихся денежных потоков от выпуска очередных альбомов и продажи
лицензий и мучительного процесса их распределения. Однако, оставив иронию,
невольно начинаешь восхищаться этими маленькими, болезненно-желтого
цвета человечками, сумевшими в куче бижутерии распознать невооруженным
глазом алмаз, готовый стать при незначительной огранке великолепным
бриллиантом. Не зря же солнце встает на востоке …оттуда - виднее.
Прозорливые японцы еще в 94-м году разведали эту золотоносную жилу.
Что касается большей части отечественных меломанов, я и сегодня не уверен
в их хотя бы поверхностном знакомстве с творчеством Symphony X вообще
и их первенца в частности.
Согласно информации на буклете, процесс сочинения и аранжировки был
равномерно распределен между всеми членами группы: Томас Миллер - бас,
Майкл Пинелла - клавишные, Род Тайлер - вокал, Майкл Ромео - гитара,
Джейсон Рулло - ударные. Внимательный слушатель заметит здесь немалую
долю лукавства. Огромные уши с сольника Мистера Икс торчат со всех сторон.
И тем более его скромность, граничащая с братским альтруизмом, лично
у меня вызывает только чувство глубокого уважения. Слова словами, а
превалирование гитары очевидно в каждой композиции. Интересно прослеживать,
как от альбома к альбому идет борьба Ромео-"классика" с упертым
рокером, а впоследствии металлистом. Бег времени неумолимо привносил
в звучание группы металлические нотки, звук становился плотнее, риффы
тяжелее, а структура композиций все меньше напоминала писаную по единой
инструкции классическую музыку. Справедливости ради, назвать "Symphony
X" альбомом одного человека не позволят такие треки как "Absin
The And Rue" (поражают воображение искрометные басовые звуковые
дорожки), "Premonition", в которой Пинелла "цитирует"
из арт-рока семидесятых, "A Lesson Before Dying", где общими
усилиями ребята завернули таку-у-у-ю головомойку, все РИОшники вместе
взятые обзавидуются. "The Raging Season" и "Shades Of
Grey" (отличная проговая баллада) запомнились великолепными вокальными
партиями. История умалчивает причины расставания с Родом Тайлером, одно
точно знаю, профнепригодность из списка возможных причин нужно выжечь
каленым железом. Как бы то ни было, уже на записи следующего диска у
микрофона стоял Рассел Аллен, а его голос, как и оригинальная манера
звукоизвлечения лидер-гитариста, стал визитной карточкой "симфонИКСов".
"The Damnation Game" наряду с "The Divine Wings Of Tragedy",
- мое любимое произведение от Symphony X. Поскольку эту группу постоянно
сравнивают с Ингви Мальмстином, я хочу сказать еще пару слов в ее защиту.
Там, где у Мальмстина чувствуется избыток музыкально-технического "бахвальства",
соседствующего с несомненным талантом, парни демонстрируют честный и
серьезный поход к нео-классическому гитарному року, а уж по части "прогрессивности"
Ингви просто курит, если уж речь заходит о Symphony X. На "The
Damnation Game" более чем очевидно то классное сочетание гитарного
рока с металлической жестокостью (Да здравствует трэш!) и артовой навороченностью
в ритмике и настроении, которое и поныне является отличительной чертой
команды. Мелодии четко различимы и запоминаемы, гитарные и клавишные
ходы обдуманны, но одновременно не лишены душевности, соло гениальны
и напоминают авангардистские архитектурные проекты. Однако, и компромиссов
в сторону заумности или наоборот излишнего экстремизма не наблюдается.
Всё четко, выверенно и грамотно, почти гениально. Звук "камерный",
много акустики и подзвучек (т.е. слушая всё это дело в наушниках, можно
просто обалдеть), артикулированный клавишный саунд создает некую симфоническую
ауру. Голос Аллена безошибочно выбирает свой путь в дебрях композиций,
становясь то раздраженно резким и "тяжелым", то наоборот поднимаясь
вместе с душой в небесную ангельскую высь чисто и свободно… В музыке
полно элементов барокко (по-моему, даже используется клавесин?). Гитара
Ромео тоже проходит великолепный и необозримый путь от диссонансных
притрэшованных ритмов, до жесточайших риффов или красивых, почти блюзовых
соло ("The Damnation Game", "The Edge Of Forever").
Замечательно сочетание клавиш и гитары: скажем, в той же "The Edge
Of Forever" Майкл Ромео прерывает соло как раз в нужном месте,
так что вступивший в дело Пинелла может играть фортепианный отрезок
свободно и без опасений, что ему кто-то помешает. Трек-лист альбома
ровный и без сбоев, так что, кроме уже отмеченных вещей, можно упомянуть
еще не меньше трех-четырех, но я посоветую внимательно отслушать хотя
бы "Whispers" (какой здесь голос!) и "A Winter's Dream"
(аппетитный кусочек "прогрессива"). Учитывая же всё то разнообразие,
которое творится в музыке "симфонИКСов", "The Damnation
Game" понравится меломанам из абсолютно разных лагерей рок- и металл-музыки.
Август 1996 года был свидетелем выхода в свет эпохального диска в истории
американских прогрессистов. "The Divine Wings Of Tragedy"
и по сей день считается лучшим в дискографии Symphony X. Его выход напоминал
эффект разорвавшейся бомбы, когда в элитной европейской музыкальной
прессе альбом получал только высшие баллы, а высказывания типа "Symphony
X - лучшая прогрессив/пауэр группа в мире" или "это лучший
альбом года в категории прог-металл" стали привычными. По итогам
96-го года "The Divine Wings Of Tragedy" в ежегоднике Reader's
Polls составляемом, по мнению редакторов ведущих музыкальных изданий
Германии, Франции и Италии (по большому счету наиболее крупные рекордс-конторы,
продвигающие progressive, находятся под их юрисдикцией), большое внимание
было уделено нашим героям. И не зря. Продолжая традиции, прочно утвердившиеся
в "The Damnation Game", а именно сочетание трэшево-металлической
тяжести и ритмики с утонченностью неоклассического гитарного рока и
сложностью арт-рока, "The Divine Wings Of Tragedy" доводит
их до умопомрачительной и головокружительной высоты, до эталона, на
который не стыдно равняться молодым музыкантам, решившим посвятить жизнь
служению капризной Музе Прогрессива. Начнем с тяжести. Майкл Ромео на
данном конкретном диске использует такие тяжеленные риффы, которым могут
позавидовать (не стыдясь этого) гитаристы уровня Даймбэга Дэррила и
Андреаса Киссера (Pantera и Sepultura соответственно), что особо заметно
в вещах вроде "Of Sins And Shadows". Надо сказать, что подобная
тяжесть органично соседствует с невесомой музыкальной тканью, присущей
арт-року, и здесь роль клавишника просто невозможно переоценить. Послушайте
"The Accolade" или "Out Of The Ashes", где, кстати
говоря, и Пинелла и Ромео заставят вас недоумевать, т.к. музыкальный
план моментально меняется в диапазоне: металл - симфо. Та же "
The Accolade", с её почти "попсовой" мелодией, лучше
всего доказывает что мелодизм - отнюдь не враг heavy metal, а как раз
наоборот (или, если хотите, возьмите "Candlelight Fantasia").
Вокальные партии на "The Divine Wings Of Tragedy" - пожалуй,
лучшие за всё время существования Symphony X, Аллен демонстрирует и
жесткую хардовую технику и балладную мягкость, его голос всегда полон
возвышенного пафоса и ранимой душевности. Хоровые подпевки в духе ренессанса
превращают практически все треки в эпические произведения. Особо стоит
упомянуть 20-минутную заглавную композицию, которая вполне достойна
звания торговой марки команды, поскольку именно в ней и присутствует
всё то, о чем говорилось выше, от прог-экспериментаторства, до жесткого
напора, от мелодических диссонансов, до прекрасных акцентированных мелодий.
На руку и отличное качество продюсирования (Стив Иветс - Эрик Рэчел),
делающее звук чистым и одновременно плотным. Суммируя сказанное, делаем
вывод: Symphony X в виде "The Divine Wings Of Tragedy" создали
шедевр не только прогрессивного металла, но и рок-музыки как таковой.
Группе "высокого полета", как впрочем, и любой группе, во
главу угла ставящей музыку и стремящейся эту музыку донести до большего
числа слушателей, то есть попросту стать знаменитой (и в этом нет ничего
снобистского), необходимо постоянство, как в выбранной музыкальной концепции
(как в сексе постоянный партнер - залог здоровья и долголетия), так
и постоянство состава. Не буду утверждать, что именно уход барабанщика
(Джейсона Рулло временно заменил Томас Уолинг) так сильно повлиял на
звучание группы, но с фактами не поспоришь. "Twilight In Olympus"
- четвертый, и наиболее "мальмстиноидно-блэкмороидный" альбом
группы. Он не так силен, как два его предшественника, и даже первый,
наиболее "сырой" (если этот термин вообще возможно применять
к банде Майкла Ромео) диск команды звучит "прогрессивнее".
В нем гораздо больше хард-н-хэви и пауэр, чем симфо-артовых моментов.
Вероятно, если уж совсем дико внедряться в терминологию (ненавижу!!!),
то это "симфо-неоклассик-металл". Сам же Ромео считает корнем
зла отношение шефствующей конторы: "Запись "Twilight"
происходила в условиях ужасной спешки, так как наш японский лэйбл установил
минимальные сроки рекордс-сессии. Причем, когда мы преступили к записи,
две вещи были совершенно не готовы, естественно, нам не удалось сделать
конфетку…" Тем не менее, в "Twilight In Olympus" хватает
приятных треков, хоть и попахивающих Дио
и другими хард-роковыми стандартами, но интересно звучащих. Чего стоят
открывающая альбом "Smoke And Mirrors", "Church Of The
Machine" и "The Relic". Есть и настоящие прог-металлические
вещи ("Lady Of The Snow", слегка сладковатая в духе итальянских
банд, но комплексно-многослойная "Through The Looking Glass",
та же "Church Of The machine"). Особо расстраиваться вообще
не стоит, т.к. ломающие хребет риффы (всегда тяготеющие к трэш) Ромео,
замечательные клавишные соло Майка Пинеллы ("Through The Looking
Glass") и безукоризненная работа ритм-секции ("In The Dragon's
Den") - здесь, никуда они не делись. Возвышенное, помпезное песнопение,
хоралы - спасибо Расселу Аллену и всем остальным ребятам, оформившим
бэк-вокал. О гитаре Ромео стоит поговорить подробнее, т.к. его классические,
основанные на традициях хард-рока (не зря же я упомянул старину Ричи
и его клона Ингви) соляки, сочетаются с очень сложными ритмическими
структурами и аккордами, более характерными для thrash и techno-death
metal (например, в той же "Through The Looking Glass" он вместо
того, чтобы использовать три-четыре простых аккорда фигачит один, но
такой сложный, что крышу срывает!). Ну и в целом "Twilight In Olympus"
заслуживает внимания просто как отдельно взятая музыкальная единица.
В том же 1998 году (ребята, вы не поверите) япошки сподобились отправить
группу в пе-е-ервое их турне (вот расщедрились-то!). Можно понять горесть
воспоминаний Ромео о взаимоотношениях с Zero Corporation. "Поведение
нашего японского лэйбла всегда казалось мне, мягко говоря, странным
даже с точки зрения бизнеса. Мало того, что мы были лишены возможности
порадовать наших фанатов живыми выступлениями (положительный материальный
эффект очевиден), японцы еще и отказались сотрудничать с Metal Blade,
предложение от коих последовало сразу после выхода "The Divine
Wings Of Tragedy"". "Восточные" гастроли плавно
перешли в турне по крупным городам материковой части западной Европы,
а позже группа навестила Туманный Альбион, где открывать концерты "симфонИКСов"
посчастливилось английской группе Mindfeed. Информация весьма полезная
для любителей путешествовать по малоизведанным уголкам великого царства
прогрессивного металла, ведь абы кого "разогревать" толпу
для наших героев не поставят. Живые выступления немало способствовали
увеличению продажи не самого удачного диска в обойме команды, а в полк
фанатов прибыла неслабая шайка "евророкеров". К тому же, мощный
энергетический заряд, полученный от зрителей, способствовал скорейшему
возвращению группы в студию и записи песен, вдохновленных их искренней
и преданной любовью.
Здесь стоит сделать небольшую паузу и чуток поговорить о том, чем занимались
музыканты Symphony X в "свободное" время. Не так уж много
фактов, но среди них есть и довольно примечательные: в 1996-м Пинелла
отыграл клавишные партии на диске "Cult Of One" трэшеров Whiplash
(тот еще альбомец!), а в 2000-м уже Аллен получил приглашение от Арьена
Лукассена спеть во второй части знаменитого двойника Ayreon
"Universal Migrator, Pt.2: Flight Of The Migrator". К чести
парней, знамя своей группы они пронесли достойно, и честь ее не запятнали.
Любой хороший альбом, на мой взгляд, состоит из нескольких составляющих,
без которых нет смысла даже начинать говорить о музыке, записанной на
диске. Это, прежде всего, хороший материал, т.е. идея, творческая мысль,
выраженная в стихах (коль таковые имеются) и мелодиях. Далее следует
композиционная способность автора, умение слить воедино всё вышеизложенное,
чтобы получить цельные "слушаемые" вещи, интересные будущему
"потребителю" (и себе, конечно). Затем идет "инструментально-техническое
обоснование", зависящее от профессионализма музыкантов, продюсеров
и звукоинженеров… и тогда остается самая малость - оформление диска,
качественный мастеринг, технология штамповки… впрочем, это уже нюансы.
Я попытался рассмотреть диск Symphony X "V" (с подзаголовком
"The New Mythology Suite") с этих точек зрения. Если говорить
об идеях, то их в пятом альбоме Symphony X спрессовано столько, что
явно хватило бы на пару-тройку более коротких дисков. Тщательно продумана
концепция альбома, да и замечательных мелодических ходов в "V"
- хоть ложкой черпай. Выражением всех этих идей и наработок является
жесткий prog metal высшей пробы, несколько перегруженный риффотворчеством,
массой интересных, но иногда слишком частых уходов от основной темы,
с приличной speed/power-скоростью и, наоборот, балладно-лирическими
моментами, классными вокальными партиями, умело распределенными между
лидер-голосом Рассела Аллена и хором. Что касается техники, давно известно,
что компания Ромео - гениальные инструменталисты, а уход Майкла от "блэкморо-мальмстиновской"
манеры гитарного звукоизвлечения пошел только на пользу команде, соло
не давят на общий музыкальный план, оставляя его оригинальным и самобытным
(пора бы, все же Symphony X - одна из авторитетнейших групп прогрессивного
металла), а равно и удаляясь от стандартов power metal и hard'n'heavy.
Аранжировки плотные и богатые с массой синтезаторно-стринговых клавишных
и оркестровых интро, связок и фонов. Довольно сильно давит технологичность
альбома, увлечение "цифровухой", удаленность от аналогового
(т.е. близкого к "живому") звучания, напичканность "вылизанными"
до полной безгрешности партиями всех инструментов. На английском языке
это называется overproduced ("перепродюсированный"), а перекормленность
чисто техническими делами "убивает" душу. Однако я, несмотря
на эти огрехи, люблю сей альбомец, потому как он все-таки хорош: красивый,
тяжелый, навороченный и… даже его технологическая перегруженность вызывает
восхищение. Такие вещи под силу только действительно серьезным музыкантам.
И альбомом года (к примеру) "V" нельзя назвать лишь (или как
раз?) из-за того, что умом-то его принимаешь безоговорочно, а вот сердцем…
Впрочем, достучаться до самых отдаленных уголков моей души ребятам удалось
бы (я в этом на все сто уверен) на грандиозном шоу во французском Paris
venue "Elysee Montmarte", где был записан первый их "зальник"
"Live On The Edge Of Forever ", но… им не повезло…знаете ли,
живу я совсем не в Париже и даже не во Франции. Однако, уже ничто не
могло помешать мне насладиться поистине великолепными композициями с
нового и на сегодняшний день последнего альбома Symphony X - "The
Odyssey".
С идеей "сюжета" на сей раз пришел басист Майк ЛеПонд: "Я
смотрел "Седьмое путешествие Синдбада" и подумал - черт, мне
это нравится. А мог бы я сыграть Циклопа? Я поделился идеей с ребятами,
и мы сделали путешествия Одиссея музыкальными. Мы придали им вагнеровское
настроение и настоящую глубину!"
"The Odyssey" по своему внутреннему музыкальному напряжению
и искренности эмоций наиболее близок к "The Divine Wings Of Tragedy":
будь то эпическая помпезность в "The Odysseus' Theme/Overture",
или ярость и коварство в "King Of Terrors", они быстро находят
путь к нужным струнам вашей души и профессионально манипулируя ими,
как крик сирен ("Sirens"), подчиняют своим дьявольским чарам.
Альбом получился живой ("зацифрованности" как небывало) и
очень тяжелый по звуку. Майкл объясняет это двумя причинами: "Во-первых,
это только наше решение: мы не хотели делать еще один концептуальный
альбом (так как это возвращало нас в прошлое, вспоминать о котором не
слишком приятно), что позволило уйти от стандартов и более раскрепощенно
подходить к написанию как музыки, так и стихов. К примеру, лирика к
"King Of Terrors" вдохновлена гением ужасов Эдгаром По. Во-вторых,
в процесс мастеринга был вовлечен Стив Иветс, который не только работал
с группой в записи "The Divine Wings Of Tragedy", но так же
не однократно микшировал альбомы Sepultura (!!!)". Теперь понятно,
почему от альбома за версту трэшем прет. Слушая Symphony X, понимаешь,
каким мог бы стать thrash metal, не загуби его "сиэтлский звук".
Но если Майклу не привыкать совмещать трэш-металл и неоклассический
рок, то вот Расселу пришлось нелегко: "Было очень забавно наблюдать,
как Рассел пытается сделать вокальные партии экспрессивными, необузданными,
чтобы придать композициям большую мощь и тяжесть", - говорит Майкл
Ромео. Стоит признать, вышло это у него наилучшим образом. Таким резким
и взрывным, как на "Wicked", "Incantations Of The Apprentice"
и самой смертоносной "King Of Terrors", он еще никогда не
бывал. Впрочем, "The Odyssey" интересен не только звуком.
Изумляет скрупулезная выверенность присутствия того или иного инструмента
в каждом конкретном моменте. "Мы можем написать сотню интересных
ходов, - объясняет гитарист. - Но выбираем только то, что больше всего
подходит именно к этой композиции!" Ромео максимально ужал свое
самолюбие и, кроме как во вступиловке ("Inferno(Unleash The Fire)"),
не позволял себе излишнего усердия. Как в лучшие времена: яростная перестрелка
гитары и синтезаторных трелей, мощная ритм-секция, частенько ломающая
ритм, эмоциональный голос Аллена и нежные фортепианные переливы. Стоит
только послушать одноименную альбому вещь, и мои слова тяжело будет
подвергнуть сомнению. Да и как по-другому? Композиция вышла поистине
гениальной. Состоящая из девяти частей, она как путеводитель по миру,
придуманному Гомером, ведет нас вслед за Одисеем на битву с Циклопом
("The Eye"), подвергает опасности быть очарованным Сиренами
("Sirens"), бросает в морские пучины ("Scylla And Charybdis")
и, несмотря на все препятствия и опасности, благополучно возвращает
домой, где ждет героя верная любящая жена и вечное почтение народа.
И кто знает, не станет ли история, придуманная Гомером, пророческой
для Symphony X? Во всяком случае, их путешествие по Древней Греции еще
не скоро забудется!
Всё вышесказанное упорно намекает - с группой Майкла Ромео мы еще встретимся
и, надеюсь, не раз. Ребята, интуитивно, нет ли, выбрали для себя очень
перспективный ный и популярный жанр прогрессивной музыки, объединяющий
любителей heavy metal и замшелых фанатов прог-рока. Ясно, что погода
в музыкальном океане всегда неустойчива, но ведь и Одиссей, пускаясь
в дальние плавания не слишком задумывался об опасностях, грозящих на
этом пути.
Dimas