A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-10 |
Птицы сбиваются в стаи. Снежинки оборачиваются снежным комом и радуют
лавинами мирных карпатских горнолыжников. Муравьи текут смутными ручейками,
следуя строго друг за другом. Кесарево ползет к кесарю, а богово стремится к
богу. При столь упорядоченном строении Вселенной вовсе не понятно, кого хотели
удивить музыканты ведущего эшелона мировой прогрессив-музыки, на время оставив
уютные насиженные места в родных командах и образовав новый рассадник умной и
правильной музыки, причем не навсегда, так, время от времени альбомчиком
разродиться, концертом разразиться, концепцией мудреной сверкнуть яростно. А
потом улыбнуться друг другу и временно разбежаться по родным коллективам,
потому что нужны они людям, группы эти. Нам нужны и шведские хипстеры FLOWER
KINGS (в данном случае - Roine Stolt), и монументальные растворители
развороченных душ MARILLION (тут "свободной орбиталью" является Pete
Trewavas), и замороченные SPOCK'S BEARD (Neal Morse), а уж про DREAM THEATER с
гениальным барабанщиком с добрым именем Майк и смешной фамилии Портной мы
вообще молчим, подавленные то ли их последним мультиэпическим альбомом, то ли
жизнью вообще. Понятно, что раз все эти чудесные люди вдруг оторвались от
родных групп и решили на стороне не в блюз удариться, не рэгги попришептывать,
и даже не рэпак почитать, а самый что ни на есть прогрессив в массы внедрять,
то даже младенцу ясно, что проект TRANSATLANTIC содержит в себе нечто такое,
чего не найти ни в одной из вышеперечисленных групп-гигантов. Они смешивают
хард-рок с джазом, они плюют на пафосность DREAM THEATRE и хипповскую эстетику
FLOWER KINGS, закручивая сюжеты и придумывая какие-то волшебные сказки. Так
что если вы крепко заморочены на некоммерческой думательной музыке, запомните
это название. Группа существует уже несколько лет (поначалу проект назывался
инициалами - SMPT, и только в 99-м стал тем, чем он стал), у них уже вышло два
альбома (один концертный), и "левым" проектом их уже никак не назовешь. У них
уже вышел новый альбом "Bridge Across Forever", и сейчас к моему восторженному
голосу подключится сам клавишник группы Нил Морс (который совсем не
родственник Стива Морса, прошу учесть!) и расскажет про все то, что не
вытекает непосредственно из музыки (а музыка, доложу вам, глобальная! Из нее
вытекают горные ручьи, крикливые реки, селевые потоки и абстрактные
умозаключения!). Сложно говорить о многоуровневой музыке, проще ее слушать.
Человеческая речь передает эмоции намного хуже, чем музыка, но Нил Морс
постарался если не открыть какие-то тайны (загадок в TRANSATLANTIC множество,
но это личное дело каждого из нас!), то как минимум прояснить те моменты,
которые из музыки непосредственно не вытекают. Не хочется говорить о
подсознательном, мучительном и трансцендентном. На такие темы интереснее
раскручивать Энрике Иглесиаса или Бритни Спирз. С Морсом почему-то хочется
говорить тематически, фактологически и просто.
- Говорят, что
TRANSATLANTIC - это супергруппа. Фактически, это так и есть. Четыре
индивидуальности. Наверное, это все сложно. Вы чувствуете, что среди вас есть
лидер или об этом сложно говорить?
- Лидер у нас есть. Это Майк
Портной. Об этом мы явно не говорим, но все и так понятно. Он придумал всю
идею с группой, он нас собрал. Сам он старается избегать таких тем. Мы все в
чем-то ведем свою линию, но если предположить, что один парень должен быть
главным, то это непременно будет Майк.
- У вас распределены какие-то
роли в проекте или вы просто валите, кто во что горазд? (Честно говоря, слушая
музыку этой группы, именно такое цельно-эклектичное впечатление и
складывается. - Т.З.)
- Ну, я не знаю точно. Слишком много ролей.
Мы даже часто не можем решить, куда лучше всунуть ту или иную секцию, где
нужны те или иные инструменты, потому что внутреннее слышание музыки у всех
немного разное.
- А ваши основные проекты не мешают рассматривать
TRANSATLANTIC как нечто серьезное? Даже если нет - ведь любое изменение в
стилистике любой из этих четырех групп отразится на вашем совместном
творчестве. FLOWER KINGS, сами того не зная, могут что-то содрать у MARILLION,
а DREAM THEATER может оказаться менее интересным вариантом TRANSATLANTIC...
Как вы с этим справляетесь?
- Да, думаю, что все, что ты делаешь
влияет на то, что ты пишешь. Не только музыка - на меня влияет общение с моими
детьми, семьей. Тут мы больше выражаемся как личности. Я лично не смешиваю
свои проекты: когда я репетирую со SPOCK'S BEARD, я играю в определенном
стиле, я вхожу в какую-то определенную схему бытия и мироощущения,
свойственного только этой группе, и это на меня влияет. Но когда я с
TRANSATLANTIC - это просто я сам, плюс эти люди - все ненужное отпадает само
собой.
- А если к вам в голову приходит жутко гениальная идея,
неужели вы не начинаете "париться": кому бы ее предложить, где бы ее
использовать, в этой группе или в той, кого облагодетельствовать?
-
С моими двумя группами все предельно понятно. Они принадлежат к совершенно
идентичному направлению прогрессив-рока. Поэтому я вношу идеи в обе группы, но
то, что с этими идеями делают участники SPOCK'S BEARD и TRANSATLANTIC делает
их в музыкальном смысле совершенно разными, потому что это скорей совместная
работа, которая преобразует любую голую концепцию. Но есть такие моменты и
такие песни, похожие на откровения, что... вы понимаете... была такая песня,
"The Great Nothing" например, я мог отобрать ее для первого альбома
TRANSATLANTIC, но не сделал этого. Эта песня явно принадлежала SPOCK'S
BEARD.
- Ваш новый альбом называется "Мост через вечность". Тут есть
какие-то слишком конкретные параллели с одноименной книжкой Ричарда Баха. Вы,
наверное, оттуда идейки позаимствовали, да?
- Не совсем. Хм. Хотя я
думаю, что песня про "Мост" к этому имеет отношение, но мне уже не понять,
какое. Я ее слишком давно написал, лет десять назад. Конечно, я читал эту
книжку, я читал все его книжки, и мне очень нравится его творчество. Но
почему-то хочется сказать, что альбом не об этом. Хотя мне нравится эта идея -
про то, что мы встречаем свою настоящую любовь, которая становится мостом
через вечность. Это очень важная метафора и она пронизывает весь альбом. Но
наша музыка выходит за пределы этого образа. Философия Баха повлияла лично на
меня, и эту песню написал лично я, а вот остальные вряд ли сильно заморочены
на творчестве этого писателя.
- Сильно ли вас ограничивает в рамках
прогрессив-музыка 70-х и 60-х? Видно, что она на вас влияет - всяческие каверы
PROCOL HARUM, например... Во многом ли вы отталкиваетесь от музыки тех
лет?
- Я с детства слушал именно прогрессив 60-х... Вы же не будете
спорить с тем, что эта музыка - лучшее из всего, что когда-либо было записано.
Там много сырых моментов, но в плане идей она до сих пор очень ценна. Но когда
речь заходит о каверах, мы обычно слушаемся Майка, это в его компетенции. Я в
таких вопросах вообще в сторонке стою!
- Так что, получается, что вы
дружно исполняете любимые песни Майка?
- Ну да. Его идеи. Мне
нравится играть с этими ребятами, и я даже чему-то учусь с ними... потому
что... взять тот же кавер "Shine On You Crazy Diamond" - будете смеяться, но
я, кажется, так эту песню ни разу нормально не послушал, чтобы вдумчиво и
полностью. Вообще, я не так уж и глубоко погружен в эту "пинкфлойдовскую"
штуку. Ну группа и группа. Фанатизма она у меня не вызывает. Но Майку нравится
- почему б и не поиграть? Я только ему особо не признаюсь, что мне его любимые
PINK FLOYD по барабану. Он просит, я и играю...
- А если бы вдруг
вам поручили сложное дело выбора песни для кавера, что бы вы
выбрали?
- Что бы я выбрал? О, я не знаю, не знаю! Я бы в первую
очередь думал не о песне, а о том, как бы сделать с ней что-то совершенно
другое, как-то показать ее с другой стороны, в другом контексте. Так же, как
мы переделали на одном из альбомов SPOCK'S BEARD песню "Beware Of Darkness",
сотворив из нее нечто совершенно иное. Наверное, я бы любую песню извратил бы
до максимума, но и много интересного, наверное, тоже привнес бы!
-
Вы сейчас какую музыку слушаете?
- Последнее время меня впечатляет
музыка TRANSATLANTIC, SPOCK'S BEARD и творчество Нила Морса. Вот так-то... Как
ни странно, но мне нравится то, что я делаю. Недавно новый альбом YES послушал
- это великая вещь. Еще мне новый альбом FLOWER KINGS "Rainmaker" понравился.
BEN FOLDS FIVE хорошую музыку делают.
- Не сложно ли вам выступать
"вживую"? Ведь вы не очень часто выступаете, к тому же, насколько я понимаю,
методы общения с аудиторией у всех групп очень разные?
- Насчет
разных методов - это точно. Взять ту же импровизацию. В SPOCK'S BEARD много
выдумывать на сцене не приходится - это тот тип музыки, которому необходима
твердая организация и какая-то платформа. А в TRANSATLANTIC структура более
открытая. Но если мы будем импровизировать слишком много, возникнут большие
проблемы - ха-ха! Мы же люди творческие, странные, со своими "тараканами"
каждый! Мы решили, что во время нашего концерта каждый сможет сделать самое
продолжительное соло, на которое способен! И эта секция шоу в чем-то самая
впечатляющая и свободная.
- Ваша музыка спонтанно вытекает из ваших
встреч, репетиций, или вы как-то планируете собственное звучание, концепцию и
то, куда вы будете двигаться дальше?
- Творческий процесс - вещь
веселая. Обычно мы работаем с демо, которые приносят в студию я или Ройне
(Roine Stolt). Потом все дружно на них набрасываются. И это даже не идеи про
то, что мы будем делать и как мы будем нашу музыку строить. Она как-то сама
собой рождается. Для того, чтобы это было понятнее мне самому, я даже снял
видео нашей творческой сессии, когда мы собираемся и пишем песенки. Это очень
интересно. Иногда мы можем работать два дня только над интро к какой-то вещи,
а потом, когда мы поймем, что именно мы хотим сделать, все идет само по себе.
Кое-где приходится поспорить. Но не долго. В общем, мы искренне стремимся к
тому, чтобы не поубивать друг друга в процессе творческой нетерпимости и
непримиримости.
- Часто ли случается, что совершенно разные идеи
разных участников группы соединяются в одной песне?
- Да! Именно
так чаще всего и происходит. Отчего, вы думаете, у нас такие длинные песни -
по двадцать минут?! Каждому хочется добавить в песню что-то свое.
-
Но этого недостаточно для того, чтобы группа существовала мирно и цельно. Что
именно держит вас вместе? Какая-то общая идея, философия, желание отвлечься от
родных проектов или что-то большее?
- Думаю, что мы все очень
хорошо понимаем друг друга в музыкальном смысле. Это замечательно. Еще нам
очень нравится делать то, что мы делаем.
- Вы можете с ходу сказать,
что взяли TRANSATLANTIC от каждой из четырех групп-основателей... и что есть в
ней, отличное от этих групп? Какая-то особая вещь?
- Я могу точно
сказать, чем TRANSATLANTIC отличается от SPOCK'S BEARD. Первая группа
стремится к длинным музыкальным формам, а вторая - наоборот, к коротким. Если
я одну и ту же демо-кассетку с музыкальной темой принесу обеим группам, то
TRANSATLANTIC сделают из нее целый альбом, а SPOCK'S BEARD укоротят раза в
три. Если говорить о DREAM THEATER, то они гораздо тяжелее, чем TRANSATLANTIC,
который, к тому же, гораздо более мелодичный. А MARILLION - это уже даже не
прог, это какой-то очень красивый альтернативный рок, поэтому с ним можно
вообще не сравнивать. FLOWER KINGS в общем-то ничем не отличаются, но аромат
какой-то совсем другой.
- Изменилась ли, по-вашему, роль
прогрессив-музыки со времен 70-х, когда она была в самом, так сказать,
расцвете?..
- Тогда музыка была более красивая, наверное... Но
сейчас она более свободная, как мне кажется. С TRANSATLANTIC мы можем пойти
дальше, чем пробовали идти те же KING CRIMSON в 60-е. Мы можем думать
масштабнее, и поэтому вещи у нас получаются забавнее (радостный смех. -
Т.З.)!
- Как вы думаете, возможна ли судьба какого-то прог-рокового
проекта как коммерчески успешного?
- Конечно! Потому что именно это
с нами и произошло, именно это мы и делаем. Наши песни звучат по радио - ну,
не по всякому радио, конечно, но все-таки. Мы не хотим бегать и кричать, какие
мы некоммерческие и как нам наплевать на промоушн. Мы идем на контакт с
людьми, мы делаем свой сайт в Интернете, мы стараемся, чтобы нас услышало как
можно большее количество людей. По-моему, это неплохо. Только так мы сможем
двигаться дальше. Да и получать деньги за музыку - это приятно на самом
деле.
- Получается, такое возможно... Здорово...
- Музыка
потому и великая вещь, что в ней все возможно! P.S. "Музыкальная газета"
выражает признательность концерну "Группа Союз" и лично Максиму Былкину за
организацию интервью.