Обратно на Энциклопедию арт-рока


Versus X





Дискография:


Versus X (94)
Disturbance (96)
Club Voltaire Live (98, Live)
The Turbulent Zone (00)
Live At The Spirit (02, Live)

Состав:
Arne Schäfer (voice, guitar),
Jörg Fischer (bass),
Ekkehard Nahm (keyboards),
Uwe Völlmar (drums, perc)

Этот, один из замечательнейших Прогроковых коллективов образовался в 90е годы в Германии. За исключением их второго альбома Disturbance, уровень сложности музыки Versus X достаточно умеренный. Впрочем, судя по большинству музыкальных тем и аранжировок (создаваемых, как правило, гитаристом/вокалистом Arne Shafer и клавишником Ekkehard Nahm), чувствуется огромное желание создавать весьма самобытную продукцию в рамках жанра Прогрессив Рок. В результате выпущенный в 1993 году альбом группы VERSUS X был воспринят, как один из наиболее амбициозных дисков.
Но поистине Крупным Явлением в современном немецком Прогрессив Роке стал их второй альбом Disturbance. Для его выпуска музыканты перебрались к 1996 году «под другой лэйбл» ведущего во Франции производителя Прогрессивной музыки “Musea”. В итоге Versus X причислили к одним из наиболее значимых и оригинальных коллективов Немецкой Прог-Сцены. Примерно в это же время Arne Schafer принял участие в создании соло-проекта (совместно с E. Nahm) под названием Apogee.
Основной упор при написании этого альбома делался на исполнение инструментальных партий, впрочем и редкие вокальные партии, исполненные Schafer, оставляют (несмотря на достаточно «искажённый английский» в текстах) благоприятное впечатление. Данная 58-минутная программа состоит из трёх длиннющих эпических композиций.
Альбом открывается (в основном принадлежащей перу клавишника Ekkehard Nahm) достаточно сильно нашпигованной звуками фортепиано CURTAIN CALL, хотя, помимо, фортепиано вы ,естественно, услышите и большой объём характерных для всего альбома ярких проигрышей на электрических и акустических гитарах, а также различных клавишных инструментов... CURTAIN CALL – это типичная классическая Симфоартроковая композиция, характеризующаяся полифоничностью, несколько «ломанными» структурами, оригинальными и неожиданными (!) аранжировками, изменениями музыкальных образов и ритмики, а также прекрасными соло от каждого участника группы, в особенностями великолепными проигрышами лидеров - Schafer и Nahm.
Аранжировки 2й вещи IN SILENT AGE созданы практически в том же духе, однако, гитарные рифы, которые Вы можете здесь прослушать, звучат несколько чаще и немного тяжелее, чем на предыдущем трэке. В смысле структуры, она схожа с CURTAIN CALL – снова множество различных музыкальных тем и аранжировок, которые, кружась, словно в калейдоскопе, сменяют и дополняют друг друга. А вообще, также у слушателя может сложиться мнение, что SILENT AGE была записана методом «Живьём в студии». (Между прочим, Versus X неоднократно признавалась музыкальными критиками, как «лучшая живая группа Германии»). Таким образом, можно без преувеличения сказать, что SILENT AGE (также как и предыдущая вещь) является высококлассной прог-роковой композиции, имея в своём наличии такие «ингредиенты», как оригинальность, множество различных тем и соло-импровизаций, сложность и разнообразие аранжировки.
Третья (и последняя) композиция THE MIRROR OF DIVISION является самой продолжительной, наиболее эпической и, несомненно, самой проникновенной композицией на Disturbance. Её общий уровень сложности вполне сравним с такими грандиозными прог-роковыми эпическими (длиной в сторону LP) вещами, как Йесовская SIBERIAN KHATRU (странно, вообще-то SIBERIAN KHATRU длится всего 8 с лишним минут – примечание переводчика), THE TANGERINE WINDOWS OF SOLACE Sieges Even и пр. Хотя стилистически структура музыки Versus X не имеет ничего общего с вышеуказанными композициями. THE MIRROR OF DIVISION – это несомненный шедевр Симфонического Арт-Рока, сияющий, словно Корона Принцев «Некоммерческого Рока» или Звезда Бесконечного Прог-Горизонта; этот трек получился наиболее логичным завершением альбома Disturbance. Хочу добавить, что данном случае виртуоз Ekkehard Nahm по-настоящему раскрывает свой Дьявольский Талант Клавишника, да и работа остальных участников коллектива над данной вещью безупречна.
После долгого перерыва (4 года), Versus X, наконец-то, выпускают свой третий студийный альбом The Turbulent Zone (общей длительностью 57 минут), состоящий из четырёх длинных пьес (что уже сильно радует и вызывает надежды на высокое качество музыкального материала ещё даже до его первого прослушивания). И снова саунд альбома во многом определяет мастерство Ekkehard Nahm, явно проповедующего «свои корни» - симфонические принципы! Несмотря на то, что композиционные схемы альбома, как правило, основываются на клавишных (в особенности, на звуках фортепиано), программа получилась весьма оригинальной и разнообразной. В то же время гитарный стиль Arne Schafer (базирующийся не только на «классических корнях») также делает музыку этого диска весьма разнообразной. Можно сказать, что The Turbulent Zone от начала до конца звучит, как некая «объединённая концепция различных стилей», с превосходными аранжировками, порой балансируя на грани утончённой хрупкости красоты и сложности и мне кажется, что именно такое «балансирование» является основополагающим условием для создания истинного шедевра – такого, как этот альбом Versus X!). Для того, чтобы «врубиться» в этот альбом, стоит слушать его с максимальной долей внимания, и в этом случае вы будете очарованы музыкой этой замечательной программы ( в особенности, если вы уже успели прослушать и полюбить два первых альбома группы), а также убедиться в ещё большем «техническом» прогрессе музыкантов, которые поистине отточили своё мастерство до уровня филигранности – в точности соответствуя своим творческим амбициям. А послушайте, как поёт Arne Schafer! Какая у него «вокальная палитра», с каким изяществом и драматизмом он передаёт (действительно) философский смысл своей же лирики, посвящённой извечным проблемам человечества... А порой Arne Schafer поёт вразрез с основной музыкальной темой, и я нахожу такие моменты весьма привлекательными, необычными и оригинальными.
Таким образом (эту) последнюю работу Versus X я даже позволю себе сравнить с лучшими альбомами второй половины «Золотой Декады» (70-е годы) таких групп, как Genesis, Yes, Van Der Graaf... Во всяком случае, проанализировав основные «параметры» (композиция, аранжировка, техническое мастерство музыкантов, общее звучание) альбома The Turbulent Zone я не могу не назвать этот альбом Шедевром.

(Виталий Меньшиков)


Концертник Live At The Spirit был первой записью Versus X, услышанной мною. (Я как раз приобрёл этот концертник под впечатлением от помещённой выше рецензии Виталия). Надо сказать, я немгу не согласиться с ним... Группа-то классная! Schäfer-овский вокал мне ужасно кого-то напоминает, но я не могу понять КОГО... А когда Schäfer поёт строки "Will I be free from the pressure, free from the pain at last?", я тут же вспоминаю Pink Floyd и лирику Роджера Уотерса. Впрочем, музыка не столь близка Флойдовской (только кое-что от вокала), в ней есть что-то от ранних Genesis или даже Van Der Graaf Generator, хотя, в основном, Versus X «похожи непосредственно на самих себя».
Итак, четыре длинных трека на Live At The Spirit достаточно сложны в музыкальном плане, оставаясь в то же время мелодичными, нередко переходя в произвольный диссонанс, то снова возвращаясь к правильным красивым гармониям. Музыка характеризуется великолепной классически-ориентированной работой клавишных, удивительными гитарными соло и чрезвычайно удачно подстроенной высокомощной ритм-секцией. Вокальная Schäfer-овская работа поистине интересна, его голос настолько гармонизирует с музыкой, у него такой широкий размах... Очень утончённый голос, потрясающе гармонирует с музыкой. Теперь я очень хочу послушать все эти вещи в оригинале, хоть и трудно представить, кА же это можно звучать аж ещё лучше!
В общем, мне больше нечего добавить, кроме того, что настоятельно рекомендую этот альбом! В особенности если вам по душе арт-рок 70х...

(Fred Trafton)


Перевод Василий Заворочаев



Группа несомненно, очень интересная. Эдакая добротная помесь Genesis & ELP. Похожую музыку делают шведы Galleon. Рекомендую.
© Genesisomania





Обратно на Энциклопедию арт-рока
На Главную
Форум
в закрытом режиме
My catalogue CD, to look
New CD
Здесь, новые поступления дисков
Гостевая Книга/guest book

E-mail: click here(жми здесь, чтобы написать мне)


************************************************************

****************************************************

Hosted by uCoz