Сегодня, четверть века спустя представляется наиболее
целесообразным обьективно рассмотреть все достоинства и недостатки наиболее
интеллектуального и, пожалуй, самого интересного направления рок-музыки.
В создании данной энциклопедии непосредственное участие
можете принять и вы, уважаемые читатели. Достаточно лишь прислать обоснованную
и проверенную информацию, которая еще не попала на страницы книги (с указанием
источника для перепроверки) и Ваши фамилия и имя будут внесены в специальный
список любителей рок-музыки, помогавших мне в ее создании. Пишите !
За помощь в создании книги автор выражает признательность
В.М.Воронину,
С.И.Гусинскому,
А.Мухину,
сэру Джону Пилу,
А.Плеханову,
О.Садковскому,
О. А. Старосел ьцеву,
и команде Association Musea
Особая благодарность - А.Уланову и В.Н.Гливенко
Арт-рок
o
Но здесь мы
на воле,
Ведь это - наш мир.
Арт-роком (art rock) или "интеллектуальным роком" (KING CRIMSON, GENTLE GIANT) принято называть
направление рок-музыки, представители которого, используя электрофицированные и
электронные инструменты, работают с традиционными классическими (концерт,
симфония, опера) или авангардными формами.
"Обычно подразумевается такая форма рок-музыки, для
которой характерны приемы, присущие европейской классической музыке: многоплановые
композиции, приближающиеся по форме к традиционной сюите, сложный ритмический
рисунок, использование пауз как составных элементов музыки. Но прежде всего
арт-рок - это способ музыкального мышления композитора, который должен хорошо
разбираться не только в классике, но и в джазе, и в музыкальном фольклоре.
Арт-рок появился в конце шестидесятых годов в
Великобритании и стал логическим продолжением
психоделии, стиля, который к тому времени зашел в
тупик и который характеризовался сложными, порой
вычурными инструментальными партиями, а в текстах тяготел к
символизму.
Признание арт-рок получил в семидесятые годы, когда
произошло его слияние с хард-роком: этот симбиоз потребовал от исполнителей
виртуозной техники и некоторого отхода от канонов поп-музыки пятидесятых и
шестидесятых. Блюз и ритм-энд-блюз, лежавшие в основе практически всех
композиций тех лет, стали уходить на второй план, уступая место музыкальным
структурам европейской школы." Наиболее известные группы сами являлись
зачинателями собственных школ арт-рока.
Понятие
прогрессивный рок (progressive rock)
в широком смысле может относиться к любому направлению музыки, предлагающему что-то новое,
более сложное и
оригинальное. Оно включает
в себя всех исполнителей, предлагающих новые формы и средства выражения,
объединяя таким образом музыкальное наследие разных стран и эпох.
Существование тех или иных направлений прогрессива не в
последнюю очередь определялось появлением на известных концернах грамзаписи (EMI, Decca, Phonogram) лейблов, специализировавшихся
на выпуске записей групп прогрессивного рока (Harvest, Deram, Vertigo). Последний был известен
представителями ранней волны британского прогрессива, удачно сочетавшими в
своем творчестве элементы психоделического и прогрессивного рока (MAY BLITZ, CRESSIDA, SPRING).
Другое, очень популярное направление шестидесятых годов -
фолк-рок, синтезировавший народную музыку и рок, также не был обойден стороной.
Исполнители в стиле прогрессив-фолк (progressive folk) (AMAZING BLONDEL, MELLOW CANDLE, ITHAKA, TREES, TRADER HORN, SPYRO GYRA, TUDOR LODGE), часто используя
только акустические инструменты, в своих сочинениях синтезировали фольклор,
музыкальную архаику и музыку эпохи Возрождения, стремясь точно передать дух
времени. Существуют, однако, различия в трактовке терминов арт-рок и
прогрессивный рок. Дело в том, что на западе к арт-року (от art - искусство)
чаще относят коллективы, способные представить свои музыкальные идеи в яркой,
театрализованной форме (ROXY MUSIC,
Laurie
Anderson), в то
время как прогрессивный рок объединяет все новаторские, антикоммерческие
течения независимо от их жанровой принадлежности. В области классик-рока (classic rock) (EKSEPTION, THE NICE, TRACE) работали коллективы, обращавшиеся
к обработкам классического наследия, нередко предлагая их новое, оригинальное
прочтение. При этом использование произведений определенной эпохи создает
прецеденты появления новых стилей. Как, например, барокко-рок (baroque rock) (PROCOL HARUM).
В отношении симфо-рока (simpho rock) Пол Тейлор (на примере ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA) пишет:
"Ансамбль, планировавший исполнять на концертах оркестровый рок, с которым
THE BEATLES экспериментировали
в студии, ждал еще больший успех. Традиционный для рока состав, насчитывающий
привычный набор из электрогитары, клавишных инструментов и ударных, дополнили
скрипки и виолончели. Совместное творчество получивших классическое музыкальное
образование бывших участников Лондонского симфонического оркестра и поклонников
обычного рок-н-ролла, вылилось в уникальное звучание, пришедшееся по душе
широчайшим аудиториям по всему миру и особенно - в США
Как видим, здесь картина обратная - попытки создания своей
симфоническо-роковой музыки, отчасти пользуясь приемами композиторов прошлого.
Что же касается техно-флэш или флэш (techno flash) (E.L.P.), то
это - "технически сложное, очень быстрое исполнение на любом инструменте.
В начале семидесятых такие рок-группы, как YES, с гитарной игрой Стива Хауи и исполнением на клавишных Рика
Уэйкмана, подпадали именно под это определение. Такой подход расценивается
многими как слишком напускной и лишенный эмоциональности." (Paul Taylor. Popular Music Since 1955.
L., 1985).
Помп-рок (pomp rock)
(KANSAS, STYX)- это "создающееся
в рамках традиционных классических форм направление арт-рока, представляющее
собой тяготеющий к грандиозности стиль, характерный своей помпезностью и
претенциозностью со сложными аранжировками, использованием электроинструментов,
синтезаторов и ярких сценических эффектов." Обозначающий практически то же
самое термин обладает, однако, бросающейся в глаза негативной коннотацией.
В области экспериментальной музыки, развивавшейся благодаря
внедрению новых музыкальных инструментов (терменвоксов, синтезаторов,
секвенсоров и т.д.) появилось определенное число направлений, стилистически
являющихся разновидностями зародившейся еще в двадцатых годах нашего столетия
электронной музыки.
Традиционно электронная музыка (electronic music) (Э.Артемьев) относится
к одной из областей классической музыки, а именно - к авангарду. Понятно, что
появление нового клавишного инструмента не оставили без внимания и рок-музыканты.
Так возникли схожие между собой направления рок-музыки: спейс-рок и
футуристический рок, эмбиент и нью-эйдж.
Первый из них - спейс-рок (space rock) конца шестидесятых, а
потом и семидесятых (PINK FLOYD,
ELOY) определил
течение, в котором электронные инструменты, в первую очередь клавишные,
использовались для передачи "неземной", космической музыки, чему в
немалой степени способствовали заложенные в синтезатор возможности для
воспроизведения всякого рода спецэффектов. А вот футуристический рок (future rock) зародился чуть позднее
- в 1970-72 годах - и отражал интерес определенных исполнителей к научной
фантастике и проблемам контакта с внеземными цивилизациями (HAWKWIND, ВЕ-ВОР DELUXE). Разница между ними состояла
лишь в определении содержания музыкального материала: возможные контакты с
внеземным разумом и проблемы НЛО в спейс-роке ('Interstellar Overdive", "A Saucerful Of Secrets", "Set The Controls For The Heart Of The Sun"") и научная
фантастика в футуристическом роке ("Space Odyssey", "I Robot", "Time Machine"). Последний иногда еще называют SF-Rock, то есть НФ-рок (от science fiction rock).
В то же время термины эмбиент и нью эйдж были введены для
того, чтобы дать характеристику исполнителям, творчество которых выходят за
рамки традиционной рок-музыки, но и не подпадает под категорию авангардной
электронной музыки, оставаясь на вполне приемлемом для рядового слушателя
уровне. Так, эмбиент (или эмбиент мьюзик) (ambient music) (Brian Eno, CLUSTER, NEU) обозначил минималистские
"полотна", решенные средствами рок-музыки, а нью эйдж (new age) (Mike Oldfield) был призван
провести черту между роком и саундом будущего. Сегодня понятие нью эйдж
относится практически к любому композитору, сочиняющему музыку, лишенную
присущей року строгой ритмической структуры и использующему синтезатор или
компьютерную студию.
Отдельные рок-исполнители пользовались столь большим
авторитетом, что сами стали отцами-основателями школ рок-музыки. Так, приезд в
Великобританию, в графство Кент австралийского битника и основателя группы THE SOFT MACHINE Давида
Аллена породил целое направление - кентерберийскую школу арт-рока (Canterbury) (CARAVAN, SOFT MACHINE, HATFffiLD AND THE NORTH) иначе именуемую
"флэш-джаз- психоделия" и ставшую едва ли не первыми направлением
классического британского прогрессива.
Эксперименты по объединению джаза и рок-музыки привели к
появлению стиля джаз-рок (jazz rock),
именуемого также фьюжн (fusion)
(BLOOD, SWEAT AND TEARS, TONY WILLIAMS' LIFETIME, CHICK COREA &
RETURN
TO FOREVER),
создававшегося как джазовыми музыкантами (MILES DAVIS, GARY BURTON),
заинтересовавшимися возможностями рок-музыки, так и рок-музыкантами,
пробовавшими свои силы в области джаза (FRANK ZAPPA, NUCLEUS).
К фьюжн часто относят и представителей кентерберийской школы. Нужно отметить, что
с появлением арт-рока фьюжн превратился в высшей степени оригинальное
направление, для которого характерно "джазовое построение композиций, но
решаются они тем не менее средствами рока, иногда - хард-рока". (MAHAVISHNU ORCHESTRA, BRAND X, ARTI
E MESTIERI).
Более ориентированный на рок-музыку фьюжн, который нельзя
назвать джаз-роком в чистом видом, поскольку он объединяет многие элементы
прогрессивного рока, позволяет говорить о существовании прогрессив-фьюжн (progressive fusion) (EMBRYO, AREA, THIRSTY MOON).
Для определения направления эксцентричного авангардного
джаза, родоначальником которого стал американец Фрэнка Заппы пользуются
термином школа Фрэнка Заппы (Zappa music)
(MOTHERS OF INVENTION,
FLOH DE COLOGNE). Отечественные
специалисты называют подобный стиль "джаз-рок-психоделией", отмечая,
что "ему свойственны большая камерность и акцент на джазе".
Европейская рок-музыка или евро-рок (Euro rock) большую роль в становлении которой сыграли такие известные
фирмы грамзаписи, как немецкие Ohr,
Pilz, Bacillus, голландская Philips, французская Byg и
итальянская Dischi Ricordi,
также может гордиться лучшими образцами арт-рока, которым присущи яркие
национальные черты.
Так, для голландской школы (Dutch Euro-Rock) (FOCUS, ALQUIN, EARTH & FIRE) было характерно обращение
к классическому наследию, безукоризненное качество звучания и аранжировок, а
также классическая гитарная техника наряду с широким использованием клавишных и
духовых инструментов
Немецкая школа прогрессивного рока (Kraut Rock) (AMON DUUL П,
ANNEXUS QUAM,
FAUST, TANGERINE DREAM, NEKTAR) - это в первую очередь
электронное звучание, как насыщенное элементами психоделического рока, так и
близкое к медитативному нью-эйджу.
Особенностью французской школы арт-рока (ANGE, ATOLL, MONA LISA)
является специфический синтез драмы и симфо-рока с использованием разработанных
Питером Гэйбриэлем (Peter СтаЬпе1)театральных приемов.
Отдельного упоминания заслуживает "Zeuhl" music (WEIDORJE, SHUB NIGGURATH, HONEYELK) -мрачный, пессимистичный
джаз-рок или, скорее, эклектичный современный джаз, у истоков которого стоял
ансамбль MAGMA.
Представители итальянской школы арт-рока (P.F.M., BANCO, IL BALLETO DI BRONZO) отличались яркой
мелодичностью, динамикой и экспрессивным вокальным исполнением.
Возрождение интереса к прогрессивному року в середине
восьмидесятых-начале девяностых годов позволило говорить о появлении несколько
упрощенного по сравнению с прошлым десятилетиями нео-прогрессива (neo progressive) (MARILLION, PENDRAGON, TWELFTH NIGHT). В то же время интерес
рок-музыкантов к обработкам классической музыке двадцатого века (Б.Барток,
С.Прокофьев, Э.Сати) и неоклассицизма с использованием творческого наследия KING CRIMSON вылился
в нео-классический рок (neo classic rock)
(ART ZOYD, UNTVERS ZERO, PRESENT).
Наиболее политизированное направление, представители
которого близки скорее по духу нежели по стилю исполнения, "Рок в
оппозиции" (Rock In Opposition)
(NEWS FROM BABEL, THINKING PLAGUE) основал барабанщик
группы HENRY COW Крис Катлер (Chris Cutler).
В девяностые годы появились ансамбли, в творчестве которых
чувствется влияние экспериментальных групп начала восьмидесятых, нестандартно
подходивших к джазу и электронной музыке (CABARET VOLTAIRE, THROBBING GRISTLE) с одной стороны и
арт-року - с другой (ART BEARS).
Данное направление получило название индастриэл (NURSE WITH WOUND, CURRENT 93).
Музыка представляет собой коллаж из рваных гитарных соло, диссонантных созвучий
и промышленных шумов.