-Cast ANGELS AND DEMONS (1997).
Эту группу я также впервые услышал позавчера
(Kremlin Blondinco послушать дал), однако все
рецензии, которые я о ней читал, были восторженными
(мол, так должны были бы играть Дженезис сегодня, если
бы остались в Классическом составе и не упрощали стиль.
К сожалению, в итоге к концу творческого пути этой великой
группы мы получили жалкий, режущий слух скрежет в виде
CALLING ALL STATIONS, ИМХО).
Мои радужные ожидания
оправдались, альбом меня действительно очень порадовал.
Впрочем, сразу хочу оговориться: на мой взгляд (в отличие от других рецендентов),
в подобном ключе должны были бы играть Genesis где-то в начале 80х,
т.к., во время прослушивания ANGELS AND DEMONS, у меня сложилось впечатление,
что сыгран он музыкантами, которым не за 40, а около тридцати – программа очень
эмоциональна, свежа, энергична, а вокал как у двадцатилетнего...
(Кстати, вокал красив и достаточно самобытен, только совсем
незначительно напоминает молодого Коллинза, и то, не манерой пения,
а высотой и особенностями тембра). Безусловно, влияние ранних Genesis
на музыку Cast имеется, однако это вовсе не говорит о том, что у группы
нет своего «фирменного» почерка – от Genesis здесь есть влияние в
аранжировках (гитарные примочки а-ля Steve Hackett, много
симфонизированных клавишных партий на стилизованном под арт-рок 70х
синтезаторе, etc), также имеется некоторое (столь красивое) ощущение
тревожной печали, которое имеется и при прослушивании всё тех же Genesis
времён расцвета, а также первого альбома Steve Hackett.
Альбом длинный,
более 72 минут. Состоит из 10 композиций, 3 из которых – инструменталки
(открывающая программу мощная и начинающаяся с несколькосекундного соло на
ударных INITIATION, а также красивые (фортепианная) ANGELS AND DEMONS и
FALLEN ANGEL (чёрт побери! А ведь Luis Alfonso Vilades – клавишник что надо!
Такое вытворяет... Главное, не только виртуоз, но ещё и музыку по-настоящему
красивую создаёт – не в обиду «Дерекам Шеринянам» будет сказано :))).
Имеются и почти эпические (REALTY OF MISANTHROPY, LONELINESS), и просто
настоящие эпические (WHAT LIES? BRIEF STORY OF THE FREEWILL, WHAT WE
SEE/THE INCREASING SORROW OF THE EARTH и особенно шикарная REVEALING
SIGNS OF LOVE – и по закрученности, и по силе вполне сравнимая с
Дженезисовской (кстати, очень недооценённой, на мой взгляд)
THE BATTLE OF EPPING FOREST или (и даже тем более, ИМХО) с
Мариллионовской GRENDEL). А ещё мне особо хотелось бы выделить
коротенькую, но очень красивую (в стиле Хэккетовской STAR OF SIRIUS)
балладу WE DON’T BELONG TO HEAVEN (текст, надо заметить, идеально подходит
к музыке), с переливами пассажей акустической гитары и нежным вокалом.
До сих пор с трудом верится, что эта запись сделана в год апогея
сплошных гранжей, оазисов и прочих европоплюсов, да ещё и музыкантами
из Мексики (а я думал, что они способны играть только «фламенку» или
«Карлоса Сантану»)!
В общем, я очень доволен этим альбомом.
Ещё прослушал:
-Citizen Cain (первый альбом, 1992),
понравился, хоть и не очень оригинально (в стиле Мариллионовского FUGAZI);
-Univers Zero (2002) – послушал только раз, конечно как следует въехать не
сумел, но чувствую, в будущем мне это понравится, и буду и из этой «ниши»
черпать немало пищи для размышлений (а, ведь, я имею о РИО весьма смутное
представление);
-Цnglagцrd BURIED ALIVE (1994) – кажется, хорош! Очень красиво,
но и одновременно глубоко и сложно, хотя и имеются ассоциации с KC времён Джона Уэттона
(особенно это касается инструментала – похожий звук меллотрона и, видимо, использование
особого «Фрипповского» строя гитары и других струнных – местами структуры и переходы
напоминают кримзоновские FRACTURE или PROVIDENCE, а в одном месте я вообще обнаружил
кусок очень мелодически и по аранжировке схожий с BATTLE OF GLASS TEARS –
третьей частью эпика LIZARD).
Anekdoten NUCLEUS (1995) –
не хуже предыдущего и по стилистике чем-то схож, только поют на
английском языке, а не на шведском. Очень мощный и завёрнутый
прогрессив, достаточно мрачный и сложный.
Porcupine Tree
RECORDINGS (2000) – впечатление двойственное: часть вещей о
ткровенно проговые, заставляющие поднапрячь мозги и получить
немало ярких ассоциаций и впечатлений, однако есть какие-то
аккустическо-гитарные балладные куски, которые напоминают
мне американские по звучанию поп-роковые группы 90х, хотя и
классом повыше, конечно...
Porcupine Tree METANOIA (2001) –
а вот этот сборник outtakes мне понравился, классный (вполне полноценный)
альбом получился! Здесь вокала немного, зато очень мощные инструментальные
импровизации. (Почему-то, хоть и едва, напоминает сольники Trey Gunn, которые я очень люблю).